РАО "ВСМ" ВЫРЫЛО СЕБЕ ЯМУ
Вообще-то "высокоскоростные акционеры" рыли ее вовсе не для себя. Предполагалось, что на Лиговском проспекте будет построен транспортно-коммерческий комплекс, то бишь сложный симбиоз вокзала, пятизвездочной гостиницы, офисных помещений, магазинов, автостоянки и так далее. Однако вместо симбиоза получился лишь котлован, правда большой и дорогостоящий: судя по документам, в нем зарыто не менее 65 миллионов долларов, взятых взаймы у британских инвестиционных банков. И осенью 2001 года Счетная палата предприняла попытку докопаться до того, куда же были потрачены эти деньги. Дальше будет "копать" Генеральная прокуратура, возбудившая уголовное дело по факту незаконного получения государственного целевого кредита...
История, связанная с этим кредитом, началась в 1996 году. Тогда, напомним, строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва еще считалось одной из первоочередных задач. РАО "ВСМ" получило в бессрочное пользование земельные участки в северной столице, но помимо земли требовались средства: стоимость проекта тянула на 377 миллионов долларов. Львиную их долю согласились дать английские банки, но - под гарантии российского правительства. Правительство же, в свою очередь, потребовало контргарантий петербургского бюджета. По питерским законам, предоставление контргарантий должно быть утверждено Законодательным собранием, но губернатор Петербурга дал добро на начало строительных работ, не дожидаясь вердикта депутатов.
21 октября 1997 года Владимир Яковлев поставил свою подпись под договором поручительства, по которому Петербург обязывался "безотзывно и безусловно" отвечать в полном объеме перед Минфином за то, что РАО "ВСМ" вернет английский кредит с процентами (общая сумма долга за десять лет должна была составить 400 миллионов долларов). И в случае чего - по первому требованию Минфина рассчитаться до копеечки. Минфин, кстати, представлял заместитель министра Михаил Касьянов - именно его подпись стоит под договором...
Для начала пришлось снести несколько зданий XIX века, расположенных на строительной площадке. Их снос вызвал бурные протесты и обращения в прокуратуру, но куда более значимым оказался тот факт, что и среди членов городского правительства, и среди депутатов питерского Собрания нашлось немало таких, которые выступали категорически против поручительства по кредиту. Аргументов "против" было более чем достаточно, но хватило бы и одного: не было ни малейших оснований считать, что строящийся комплекс хоть когда-нибудь окупится. Лоббисты РАО "ВСМ", правда, хором утверждали, что комплекс будет небывало прибыльным и они легко рассчитаются с долгами. Однако в июле 1998 года появился президентский указ, фактически отменивший строительство магистрали. А еще через полтора месяца грянул августовский дефолт - и абсурдность выдачи от имени Петербурга поручительства по английскому кредиту стала очевидной: к вопросу об утверждении договора в ЗС больше не возвращались никогда.
Казалось бы, можно поставить точку? Как бы не так: кредит остался без контргарантий, но это, как выясняется, не мешало его использовать. К марту 1999 года истраченные суммы достигли 49 миллионов долларов, к январю 2001 года - 65,3 миллиона долларов. Поскольку ничего, кроме вырытого на Лиговке котлована, в наличии не имелось, было трудно объяснить, почему российское правительство безучастно взирает на закапывание кредитных миллионов, - до тех пор пока не выяснилось, что "центр" нашел простой и "гениальный" способ снять с себя "высокоскоростные" обязательства.
В феврале 2001 года достоянием гласности стало 35-е приложение к Закону о федеральном бюджете на 2001 год, где была расписана программа внешних долгов страны. В большом списке имелся и кредит для РАО "ВСМ", но самое любопытное, что поручителем по кредиту значился... Петербург. Последовала серия депутатских запросов, на которые Минфин начал давать ответы в известном стиле "они нам про Фому, а мы им про Ерему". Мол, питерская администрация неоднократно подтверждала свои обязательства быть гарантом английского кредита и просила продолжать финансирование. О том же, что договор поручительства не был утвержден в ЗС, в Минфине якобы не знали...
Борьба против этой "долговой удавки" шла в течение 2001 года и завершилась победой: при третьем чтении закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Госдума проголосовала за поправку питерских депутатов, снимающую с нашего города "высокоскоростные" обязательства. Тем не менее все чаще и чаще звучал вопрос: куда делись английские деньги? Почему, видя, что, несмотря на многомиллионные вливания, стройка стоит, власть безмолвствовала? Что за могущественные лоббисты стояли за спиной у "комплексных" строителей?
В конце концов, в дело вмешалась Счетная палата, куда депутаты не раз обращались с предложением о проведении соответствующей проверки. По всей видимости, результаты проверки оказались столь впечатляющими, что прокуратура сочла необходимым отреагировать и возбудить дело.
Скорее всего, вернуть потраченные деньги уже не удастся. Но, может быть, удастся хотя бы выяснить, куда они делись, и привлечь к ответственности виновных. Кроме того, стоит отметить, что если бы не скандал, то "закопанная" сумма увеличилась бы еще на 20 миллионов долларов: именно столько РАО "ВСМ" было разрешено израсходовать в прошлом году...