УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ ВЫСОКИЙ ТОН

Обычно в буклетах концертирующих виртуозов перечисляются имена их консерваторских профессоров и знаменитых музыкантов, чьи мастер-классы они посещали (даже если такое происходило лишь один-два раза). А имя менее известного школьного учителя, который вел виртуоза от детских лет до зрелости и, по существу, сформировал его, нередко упомянуть забывают. Между тем педагоги, умеющие распознать и вырастить дарование, заслуживают высокого признания. Ведь до сих пор нашу музыкальную школу почитают лучшей в мире.

Речь в этих заметках пойдет об одном из наиболее авторитетных педагогов игры на скрипке С. М. Шальмане, а повод - яркий концерт с участием его учеников, состоявшийся в прекрасном Белом зале дворца Шереметевых. Савелий Маркович - из породы одержимых. Избрав своим делом педагогику, он занимается ею с утра до позднего вечера. Не потому, что гонится за рублем: что нынче заработаешь в школе, даже в двух, даже престижных - музыкальной школе Василеостровского района и школе-лицее при Консерватории?.. Просто он убежден, что на свете нет ничего лучше музыки и ничего важнее, нежели открывать ученикам ее тайны. Конечно же, своей влюбленностью в искусство и работу он заражает питомцев, и большинство из них - маленькие трудоголики. Учитель рассказывает, что никогда не отбирал в свой класс лучших из абитуриентов. Он убежден, что полное отсутствие музыкальных способностей - случай редчайший, патологический: за долгие годы педагогической практики ему с подобными случаями сталкиваться не доводилось. Обучить музыке, уверен он, можно всякого, найдя на основании общих закономерностей и правил индивидуальный подход к каждому. А если обучить все же не удается - то виноват в этом, полагает он, педагог. К выработке методологических принципов кандидат искусствоведения Шальман подходит с научной основательностью. Процесс овладения игровыми навыками - и это, быть может, самое важное - должен стать для ученика увлекательным. Это происходит, когда технические задачи тесно увязаны с художественными. Для ребенка должно стать очевидным, какой выразительный эффект заключает в себе тот или иной игровой прием. Порою, замечу, отдельные педагоги, стремясь увлечь своего питомца, сверх всякой меры его развлекают, подменяя урок игрой, которая становится самоцелью: учебная задача при этом теряется. С Савелием Марковичем такого не бывает. Интерес у ученика не ослабевает, если задания постоянно обновляются. Не топтаться на месте - один из девизов Шальмана. К двенадцати годам, считает он, формирование скрипичной техники должно быть в целом завершено. В дальнейшем нахождение того или иного приема должно происходить механически. Помимо прочих результатов подобная ранняя техническая оснащенность скрипача, как убеждает практика, снимает столь мучительное для многих волнение на эстраде. Из своей методики и практики Шальман не делает секрета. В его классе часто гостят коллеги-учителя из разных краев. И он немало поездил с мастер-классами, лишь в Америке проводил их пять раз. Под оптимистическим названием "Я буду скрипачом" издательством "Композитор" опубликовано написанное им двухтомное, обильно иллюстрированное пособие, которое представляет собой школу скрипичной игры, охватывающую период обучения до 14-летнего возраста. "Наконец-то мы держим в руках учебник игры на скрипке, способный увлечь ребенка. Увлечь, возможно, на всю жизнь" - так оценил этот труд знаменитый скрипач, ныне профессор Королевской академии в Лондоне, Григорий Жислин. А "Мастерская Игоря Шадхана" выпустила уроки Савелия Шальмана в записи на семи видеокассетах. Все это пользуется в среде учащих и учащихся оживленным спросом. Более тысячи выпускников-профессионалов, тридцать лауреатов различных конкурсов - таков общий итог успешно продолжающейся деятельности талантливого педагога. А теперь вкратце о знаменательном концерте. Ничто, наверное, так не вдохновляет юного солиста, как возможность выступить с настоящим оркестром. Савелию Марковичу удается время от времени организовывать такие выступления. Его союзниками на этот раз были дирижер Петр Грибанов и руководимый им "Конгресс-оркестр" Филармонического общества Санкт-Петербурга, заслужившие за последние сезоны добрую репутацию своим ответственным отношением ко всякому творческому проекту. Вот и на этот раз программа была подготовлена образцово, что позволило маленьким артистам быть на эстраде уверенными и вдохновенными. Шальман привлек к участию в концерте не только своих учеников-скрипачей, но также способных и хорошо обученных юных исполнителей на других инструментах: виолончелиста Витю Воробьева (класс Е. А. Дерновой) и Наташу Эрте (класс Н. И. Броверман). Но все же его питомцы тут главенствовали. У Насти Агаповой, уроженки села Никольское, редкостное виртуозное дарование. Она играла Моцарта и Сен-Санса с недетской серьезностью и убежденностью. Сашу Денисову ее мать, учительница музыки и горячая сторонница методики Шальмана, привезла из Севастополя. В трудном концерте Бруха девочка обнаружила способность лирически трепетно интонировать, делать живой каждую музыкальную фразу. Особой ответственности задача досталась не по годам зрелому и волевому музыканту Сереже Тютюнику - премьера нового сочинения! Его автор Илья Остромогильский, с детства занимавшийся композицией под руководством Ж. Л. Металлиди и А. С. Нестерова, нынче учится на третьем курсе Консерватории у профессора А. Д. Мнацаканяна. Прозвучавший же Скрипичный концерт он сочинил, когда ему было 15 лет. Избрав достаточно сложный образный язык, юный композитор доказал, что язык это естествен для него, а повествование, которое он на нем ведет, уснащенное контрастами, бурными всплесками чувства, покоряет логичностью и свободой. Проявившееся тут незаурядное творческое дарование позволяет полагать, что Ильюша - одна из надежд нашей музыки. Как, впрочем, и интерпретатор его концерта Сергей Тютюник, как все выступавшие в тот день ребята. Гарантами их успехов предстают их отличные учителя.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.