"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ": ПОЛТОРА ВЕКА СПУСТЯ
ОТ РЕДАКЦИИ:<br>"НВ" уже обращалось к теме возможного укрупнения субъектов Федерации - речь шла о возможном слиянии Новгородской и Псковской областей (статья "Итак, будем укрупняться?" в номере от 14 февраля 2002 года). Слухи о возможном "переделе территорий", заявления должностных лиц самого разного уровня - от федерального до регионального - вызывают понятную нервозность: как-никак границы регионов закреплены в Конституции. И их изменение возможно только при внесении поправок в основной закон.
В последний раз вопрос об укрупнении всплыл 4 апреля на совместном заседании Экспертного совета при полпреде в СЗФО и Ассоциации экономического взаимодействия "Северо-Запад". Но если в нашем округе ситуация далека от взрывоопасной - все ограничивается осторожными комментариями Виктора Черкесова и заявлениями губернаторов (часть из которых поддерживает процесс укрупнения, а другие - решительные его противники), - то в Сибирском федеральном округе страсти пылают вовсю. Поэтому и процесс легче отслеживать именно на примере Сибири - ведь и студентам-медикам показывают больных с ярко выраженными симптомами...
Бюджетный конфликт между Красноярским краем и Таймырским автономным округом вновь привлек внимание общественности к проблеме взаимоотношений между субъектами Российской Федерации, один из которых входит в состав другого. Разборки с участием президента Владимира Путина (а он вполне политкорректно предложил участникам спора договориться между собой без вмешательства федеральных властей) были подогреты полпредом в Сибирском федеральном округе Леонидом Драчевским. Бывший дипломат весьма недипломатично заявил, что проблему нужно решить раз и навсегда путем ликвидации автономных округов, входящих в состав краев и областей.
Все это дало новую пищу утихнувшим было разговорам о планах административно-территориальной реформы в стране, "укрупнениях" и "слияниях" субъектов Федерации с доведением их числа до предреченной Юрием Лужковым цифры в 40-45 единиц. В уже и публичные выступления нового губернатора Тюменской области Сергея Собянина стали пестрить подзабытыми со времен ухода его предшественника Л. Рокецкого словечками "тюменская нефть" и "тюменский газ", под которыми подразумеваются отнюдь не маломощные промыслы, расположенные вблизи Тюмени, а месторождения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Пикантность этой ситуации придает тот факт, что Сергей Собянин в свое время был избран на свой нынешний пост благодаря поддержке именно северян.
"НОРНИКЕЛЬ" ИЛИ КРЕМЛЬ
В связи с этими обстоятельствами большинство политологов задается двумя главными вопросами: почему давняя, более года пребывавшая в вялотекущей форме проблема обострилась именно сейчас и санкционированы ли Кремлем размашистые заявления сибирского полпреда?
Наиболее проста и удобна (а значит, дальше всего от истины) локально-красноярская версия событий: ухудшение финансового состояния края спровоцировало губернатора Александра Лебедя и главу Законодательного собрания Александра Усса на бюджетный конфликт с таймырским лидером Александром Хлопониным. Тот в свою очередь сам планировал поправить также далеко не блестящее положение автономного округа за счет дополнительных налоговых поступлений от "Норильского никеля".
Если это так, то президент Владимир Путин рассудил взвешенно и здраво: как принято в НХЛ, двое дерутся - остальные наблюдают. Только в данном случае в роли хоккейных тафгаев выступают субъекты Российской Федерации, которые в честной драке-дискуссии должны решить, как им жить дальше, не нарушая общего спокойствия.
Много хуже, если агрессивность Александра Лебедя и Леонида Драчевского санкционирована на уровне президентской администрации или правительства. Тогда главным мотивом становится предположение о резком ухудшении к концу года социально-экономической ситуации в стране. Разговоры о крутой административно-территориальной реформе, безусловно, отвлекут на длительное время внимание населения и региональных элит от приближающегося финансового и экономического кризиса.
Версия складная и на первый взгляд вполне правдоподобная, если бы не одно "но": возникновение в провинции подобных настроений накануне парламентских и президентских выборов конца 2003 начала 2004 года способно напрочь разрушить региональные элиты с их немалым административным ресурсом. Все станут думать о собственном спасении в пучине территориальных и имущественных переделов, что неизбежно оставит малопопулярные "партии власти", будь то "Единая Россия", Народная партия или что-то еще, наедине с избирателями.
В этих условиях Государственная дума почти наверняка "полевеет", и даже у Владимира Путина с его высоким рейтингом могут возникнуть определенные проблемы с продлением своих президентских полномочий. В этом смысле затеянный Кремлем административно-территориальный передел может стать вполне "черным", что, впрочем, вряд ли пугает "новых народников", ведомых Геннадием Райковым.
...А ЕГО ПОЛПРЕДЫ ВАРГАНЯТ ВОЙНУ И МИР
Другой версией может стать поиск президентскими полпредами путей наращивания своего политического веса. Не секрет, что этот институт власти, как и вся идея с созданием федеральных округов, в последнее время, мягко говоря, "буксует", а говоря прямым текстом - переживает очевидный кризис. В лучшем случае полпреды с их бесконечными проверками администраций подведомственных им субъектов Федерации "дрейфуют" к статусу органов давно "усопшего" народного контроля.
Складывается впечатление, что после завершения кампании по приведению регионального законодательства к федеральному "знаменателю" им просто нечем заняться. Верной приметой кризиса данного института власти является массовое "бегство" людей из ближайшего окружения полпредов: чиновничье чутье в этом смысле лучше любой лакмусовой бумажки демонстрирует суть происходящих событий. Административно-территориальная реформа с ее неизбежно скандальными "слияниями" и "разлияниями" вполне способна вдохнуть новую жизнь в институт полпредства и заодно как-то оправдать идею федеральных округов, предъявив общественности содержавшийся в ней "дальний прицел".
Наконец, не исключено, что градус дискуссии вокруг идеи "укрупнения" субъектов Федерации с ликвидацией, первым темпом, автономных округов поддерживается определенными кругами политической общественности, прежде всего некоторыми вновь возникшими партиями.
Приближение парламентских выборов вынуждает их искать ключевые темы своей предвыборной кампании, причем по возможности свежие и незатасканные. Одной из них вполне может стать идея административно-территориальной реформы. Аргументы в ее поддержку будут сколь незатейливы, столь же и безотказны в глазах и душах российского избирателя: снижение числа субъектов Федерации позволит резко сократить количество чиновников, этих всеобщих отечественных "мироедов", их офисы-дворцы отдать детям (культуре, науке и т. д., нужное - подчеркнуть), а зарплаты - пенсионерам и одиноким матерям (вариант: направить на борьбу с наркоманией или СПИДом). Явственно отдает демагогией и политическим примитивизмом? Не страшно, "пипл хавает".
ЛЕБЕДЬ, ЯКОВЛЕВ И РОССЕЛЬ
Впрочем, версий происходящих событий может быть множество, вплоть до самых экзотических. Меньше места займет перечисление политических субъектов, реально заинтересованных в административно-территориальной реформе страны, прежде всего в "укрупнении" субъектов Федерации. Открывает этот список непосредственный виновник обострения конфликта - красноярский генерал-губернатор, которому потеря или снижение объема платежей "Норильского никеля" грозит крахом краевого бюджета. Помимо этого, накануне губернаторских выборов ему остро необходима "маленькая победоносная война".
К этому же классу политических субъектов с определенными, впрочем, оговорками может быть отнесен и гораздо более осторожный тюменский губернатор, являющийся к тому же выходцем из Ханты-Мансийского округа. Он бы и рад, кажется, дружить со своими северными автономиями, но, как говорится, "положение обязывает".
К числу заинтересованных сторонников территориального передела страны относится и ряд других руководителей субъектов Федерации, не обремененных проблемой взаимоотношений с автономными округами. Например, Юрий Лужков не возражал бы, по-видимому, от присоединения к Москве одноименной области, так же как и Владимир Яковлев - в Петербурге. Свердловский губернатор Эдуард Россель давно, еще со времен несостоявшейся Уральской республики, вынашивает идею расширения своей юрисдикции за счет ближайших соседей, прежде всего тех, что богаты нефтью и газом. Список "экспансионистов" можно наверняка продолжать и дальше.
Следом идут полномочные представители президента в федеральных округах, которые, судя по заявлениям их сибирского коллеги, не возражают, видимо, заняться проблемой создания новых субъектов Федерации на подведомственной им территории. Другие представители данного корпуса, впрочем, значительно более осторожны. Может быть, потому, что в их округах не было до последнего времени скандалов сродни красноярскому и они имели возможность не обременять свою репутацию публичными высказываниями по данному щекотливому вопросу.
Далее - без остановок: Москва, Кремль. У федеральных властей могут быть свои резоны желать административно-территориальной реформы - желание "похоронить" под обломками ранее существующих субъектов Федерации два рудиментарных явления советской и ельцинской эпох. Имеются в виду особый конституционный статус республик в составе Российской Федерации и двухсторонние договоры о разграничении полномочий между Федерацией и ее отдельными частями. Как говорится, нет субъекта - нет проблемы ни его государственно-правовых привилегий, ни договорных обязательств Федерации перед ним.
ПОД КРЕМЛЕВСКИМ СУКНОМ
Вместе с тем трудно представить себе ситуацию, когда данная проблема войдет у федеральных властей в число приоритетных и тем более неотложных. Во-первых, решить ее совсем не просто: есть реальный риск перевести "фронду" республик, прежде всего таких, как Татария и Башкирия, в формат полномасштабного государственно-правового конфликта, что на фоне продолжающейся войны в Чечне Кремлю совсем не выгодно. Во-вторых, как говорится, "не горит": последние два года Кремль с переменным успехом занимался восстановлением своего контроля над регионами, а выборы, например, в Якутии показали, что эта административная машина все еще дает большие сбои.
Проще решилась другая приоритетная для Москвы задача - максимально возможная в условиях формально сохраняющегося федерализма централизация налоговых платежей в федеральном бюджете. Как выяснилось, эту операцию можно проделывать вновь и вновь, причем безо всяких административно-территориальных переделов, которые, как ни крути, будут для страны неизбежно болезненными.
За всеми этими политологическими дискуссиями как-то на периферию общественного внимания переместился ключевой вопрос: а есть ли вообще объективные предпосылки для пресловутого "слияния-укрупнения"? Что страна и ее жители могут реально от подобной операции выиграть? Переложить с федерального бюджета на устойчивые в экономическом отношении регионы бремя дотаций депрессивным территориям? Сомнительная во всех смыслах идея. Повысить уровень управляемости регионами? Так крупными территориальными единицами управлять сложнее, чем более мелкими. Облегчить циркуляцию капиталов и рабочей силы? Эта проблема решается совсем другими, далекими от простого администрирования методами.
А может быть, все гораздо проще: российские чиновники нового поколения хотят получить свою порцию "административного восторга" и доходов от передела собственности и рынков?