ПЕНСИОНЕРЫ ЗАПЛАТЯТ, ЧТОБЫ ИХ СОСЧИТАЛИ
От 3 до 6 рублей обойдется рядовому питерскому пенсионеру летняя поездка за город. В отличие от прошлых лет, когда бюджет Петербурга брал на себя все расходы по транспортировке пожилых горожан на дачу и обратно, отныне им придется заплатить несколько процентов от стоимости билета, но только для того, как утверждает Смольный, чтобы информация об их поездке попала в компьютер.
Идея подсчитать, сколько же пенсионеров пользуются весьма обременительной для бюджета льготой, не оставляет городскую администрацию уже несколько лет. Именно с этой целью в позапрошлом году пенсионеров обязали обзавестись именными абонементами, а с прошлого года - получать в кассах так называемые "нулевые билеты". Эти меры тем не менее не привели к желаемому результату - знанию того, как часто и как далеко ездит на электричках каждый пользователь этой льготы. В отсутствие точной статистики городской администрации каждый год приходилось вести торг с Октябрьской железной дорогой и ГУП "Транском" о сумме компенсации. Для ее определения одна сторона использует запутанные методики, вторая - красноречие и "административный ресурс", но в конечном итоге обе оказывались в проигрыше, считая, что переплатили или недополучили.
Введение минимальной платы за проезд, по мнению председателя комитета по транспорту Алексея Чумака, позволит получить точные данные о поездках седовласых дачников. "Мы не ставим перед собой цели заработать на этом денег. Наша задача - подсчитать объем предоставляемых услуг и определить затраченные на это средства, что позволит заложить более обоснованную сумму в бюджет следующего года", - заявил Чумак. По его словам, эта мера также станет очередным шагом к введению системы выплаты адресных компенсаций, а также подспорьем в борьбе с поддельными пенсионными удостоверениями.
Хотя представители администрации говорят о введении платы за проезд с полной уверенностью, этот вопрос еще не решен окончательно. Чтобы добиться своего, Смольному придется склонить к согласию Федерацию профсоюзов Петербурга и Ленобласти, которая пока не высказала своего официального мнения на этот счет. В подписанном в феврале трехстороннем соглашении администрация гарантировала, что этим летом пенсионеры будут ездить в электричках бесплатно. Поэтому, если чиновники будут действовать без должной дипломатичности, профсоюзы могут публично обвинить Смольный в нарушении им же данных обязательств.
Согласно пока еще не подписанному распоряжению губернатора, с 1 мая по 31 октября пенсионеры смогут выбрать один из 3 вариантов оплаты проезда: купить разовый билет (от 3 рублей за одну зону до 6 - за семнадцать зон), приобрести карточку на месяц (от 12 до 27 рублей) или обзавестись абонементом на 4 месяца (от 42 до 95 рублей). По мнению Алексея Чумака, "это не такие большие деньги", поэтому их потеря "не нанесет ущерба бюджету пенсионеров". Для большей убедительности чиновник сравнил стоимость проезда для пассажира, платящего за услугу полновесным рублем, и пенсионера. Так, не наделенному льготой владельцу домика в Пупышево поездка на электричке обойдется в 39 рублей, а его соседке с пенсионным удостоверением - в 5 рублей 20 копеек (13 процентов от тарифа).
Хотя власти уверяют, что не знают, сколько пенсионеров ездит за счет городского бюджета в электричках, комитет по транспорту уже подсчитал сумму, которую удастся сэкономить на 3-6-рублевых билетах. Планируется, что эта мера принесет около 24 млн рублей, которые будут потрачены на приобретение подвижного состава. По словам руководителя ГУП "Транском" Александра Карамышева, эти деньги составляют примерно половину стоимости 10-вагонной электрички. Прямо скажем, немного.
Еще 5 млн рублей планируется сэкономить на пригородных автобусных перевозках. Независимо от дальности поездки на социальных пригородных маршрутах пенсионерам придется приобретать билет за 3 рубля.
Зато куда больший экономический эффект транспортники намерены получать от введения с 1 июля новых штрафов. Новый Административный кодекс позволил крупным ведомствам и субъектам Федерации самостоятельно устанавливать размеры штрафов во вверенных им отраслях. Министерство путей сообщения уже распорядилось, что штраф за безбилетный проезд в пригородных электричках с нового полугодия будет составлять 300 рублей, в поездах дальнего следования - 600 рублей. По официальной статистике, электрички возят примерно 6 процентов "зайцев", хотя сами железнодорожники склонны оценивать их количество в 12-20 процентов. На вопрос, как контролеры намерены добиться от "зайцев" уплаты целого МРОТа, в то время как они и нынешний штраф в 10 рублей не отдают без борьбы, Александр Карамышев ответил: "Нанять хорошего контролера под метр восемьдесят при штрафе в 10 рублей невозможно. При штрафе в 300 рублей у нас будут работать крепкие, спортивные мальчики..." Если судьба сведет вас с одним из них, помните, что, согласно приказу по железной дороге, ревизоры и проводники вагонов также должны заниматься продажей билетов, причем без наложения штрафных санкций. Теоретически у каждого есть выбор - заплатить контролеру 30 рублей за билет или 300 - в качестве штрафа, однако представить это на практике сложно, особенно учитывая телосложение будущих контролеров.
Новые штрафы призваны освободить электрички не только от "зайцев", но и от некоторых голосистых коробейников. По словам Карамышева, лицензию на торговлю в пригородных поездах имеют 302 человека. Этот документ обязывает торговца носить специальную жилетку и докучать пассажирам только на определенном маршруте. Коробейники без лицензии, которых в пригородных поездах еще больше, чем лицензированных профессионалов, не только пользуются неограниченной свободой перемещения с электрички на электричку, но и не делятся выручкой с железной дорогой. Самое грозное наказание, которое они могут понести сейчас, - 10-рублевый штраф с конфискацией товара, однако оно применяется не часто и не страшит горластых пилигримов. Как заявил Карамышев, с 1 июля торговля в поездах без лицензии будет облагаться штрафом в несколько МРОТов, что заставит многих из них либо отказаться от этого вида деятельности, либо приобрести разрешение.
Внушительные штрафы за безбилетный проезд с нового полугодия будут введены и на городском общественном транспорте. По словам Алексея Чумака, администрация уже направила свои предложения по этому поводу в Законодательное собрание. Размеры штрафов в трамваях и автобусах пока держатся в тайне, однако, как заверил Чумак, они будут сопоставимы с железнодорожными.