В КАЛИНИНГРАД - БЕЗ ЗАГРАНПАСПОРТА

Пережив не так давно очередной приступ "метафизической тоски по сущности", вознамерилась осуществить давнюю мечту - посетить могилу великого метафизика Иммануила Канта. Да не тут-то было. Оказалось, старинный и притягательный Калининград почти так же недосягаем, как некогда в бытность его Кенигсбергом. На пути к нему не одну границу надо пересечь, уйму документов выправить, честное слово, легче из "Германии туманной" добраться, чем из своих же российских пределов.

А тут еще в июле 2003 года Литва отменяет льготы для пересекающих ее территорию калининградцев. К счастью, не только поклонников великого Канта огорчают дорожные неприятности - правительства двух северо-западных областей все время пытались решить проблему перевозок. Не так давно ("НВ" уже не раз об этом рассказывало) родилась блестящая идея создания железнодорожно-автомобильной паромной переправы, связывающей Усть-Лужский порт, Калининград и порты Германии - "Балтийский паром". Использоваться он будет не только для грузовых, но и пассажирских перевозок. Не имея общих границ по суше с остальными российскими территориями, Калининградская область прекрасно может сообщаться с ними по воде, как и с другими европейскими странами. По итогам предварительной презентации, состоявшейся в Германии в январе этого года, "Балтийский паром" вызвал большой интерес у немецких бизнесменов, финансистов, банков и инвестиционных фондов, а в прошлую пятницу проект был представлен в нашем городе в рамках Дней Калининградской области. Участников презентации приветствовал губернатор Валерий Сердюков, отметивший большую значимость и экономическую выгодность проекта не только для России, но и для многих европейских стран. В правительстве Ленинградской области, подчеркнул губернатор, высоко оценивают перспективы строительства паромной переправы. Эта необходимость вызвана прежде всего ростом товарооборота и объемов внешней торговли в регионе Балтийского моря, а также потребностью в эффективных транспортных коридорах. Ведь уже сегодня 43 процента общего объема морских грузов, который в ближайшие годы заметно возрастет, импортируется или экспортируется через прибалтийские порты. При этом 50 миллионов тонн российских грузов обрабатывается в портах Литвы, Латвии и Эстонии. В то же время строительство паромного терминала в Лужской губе позволит решить очень многие проблемы. Реализация проекта сулит колоссальную прибыль для России, огромную выгоду для Германии и кучу неприятностей для Прибалтики. По словам гендиректора "Балтийского парома" Александра Замураева, в настоящее время Россия платит за транзит своих грузов через прибалтийские порты от 800 млн до 1,5 млрд долларов в год. С этими потерями Россия уже смирилась. Однако близится вступление в 2003 году Латвии, Литвы и Эстонии в Евросоюз. И тогда транспортные тарифы в Прибалтике поднимутся примерно на треть - как это уже случилось в Финляндии и других государствах, ставших членами ЕЭС. В целом с учетом НДС на строительство потребуется порядка 70,66 миллиона евро. По оценкам экспертов, предполагаемый грузопоток, который возьмет на себя паромная переправа, составит 5-7 млн тонн в год. Доставка одной тонны груза на пароме обойдется на 13-15 процентов дешевле, чем на автомобиле, и на 11-12 процентов - чем железнодорожным транспортом. Время в пути - 2-3 дня. "Балтийский паром" по расчетам окупится через 12-13 лет после капитальных вложений. Начало создания (намывка) территории планируется на третий квартал 2002 года, начало строительства терминала - на четвертый квартал 2003-го, а начало эксплуатации - на первый квартал 2005 года. Грузооборот первого этапа паромной линии Усть-Луга - порты Германии составит по нарастающей от 1,4 млн тонн до 3,2 млн тонн через 8-9 лет. Жаждущих вложить свои средства в предприятие хватает. Проект заинтересовал не только немецких финансистов - не меньший интерес он вызвал у российских банков. В прошлую пятницу стало известно, что Внешэкономбанк принял принципиальное решение, что он берет на себя функции финансового оператора проекта, становясь, таким образом, координатором процесса. Нет нужды говорить, что в Калининграде кровно заинтересованы в удачном воплощении проекта. 80 процентов всей продукции, выпускаемой промышленностью области, вывозится за ее пределы, а 90 процентов сырья ввозится, поэтому осуществление проекта "Балтийский проект" имеет для нее стратегическое значение. Дорогой жизни назвал его губернатор Калининградской области Владимир Егоров.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.