"ЗАЯЦ" В ТИСКАХ
Настоящее сражение разыгралось на днях на перронах Московского вокзала: контрольно-ревизионный аппарат пассажирской службы ОЖД и транспортная милиция провели совместный рейд по пресечению безбилетного проезда в поездах.
(Акция стала первой в череде профилактических мероприятий, реализуемых руководством ОЖД в связи с грядущим повышением штрафных тарифов. Напомним, что с 1 июня пойманному зайцу придется выложить 300 рублей - в действие вступает новый административный кодекс, приравнивающий сумму штрафа к минимальному размеру оплаты труда. Прогнозируя возможную реакцию населения на нововведение, железнодорожное начальство решило приучать граждан к порядку заранее. Первым этапом этой просветительской в своем роде кампании и стали вчерашние рейды.
Они состояли из двух частей - "перронной" и "вагонной". Первая заключалась в установке ограждений и пикетов на перронах нескольких городских вокзалов, вторая - в усиленном ревизионном контроле в поездах. Жертвами рейдов на Московском вокзале должны были стать "зайцы" с электрички на Малую Вишеру - одного из самых популярных маршрутов. Он курсирует с интервалом в 4 часа.
Подготовка к рейду велась в строжайшем секрете - по мнению железнодорожников, одним из главных условий успеха мероприятия был фактор внезапности. И вправду - какой прок от облавы, если "зверь" заранее предупрежден о ней? Заяц - существо хитрое, и подход к нему требуется особый. В противном случае даже самые злостные безбилетники могли превратиться во вполне добропорядочных граждан, заглянув в вокзальную кассу, - торчать на вокзале в ожидании следующей электрички никому не хотелось.
Так что рейд велся по всем правилам - по прибытии поезда на перроне внезапно, будто бы материализовавшись из воздуха, появились заградительные турникеты и проверяющие бригады. Силовое прикрытие ревизорам и работникам вокзала обеспечивали сотрудники транспортной милиции - в том, что таковое понадобится, никто не сомневался.
"Уважаемые граждане! Готовим билетики! Предъявляем проездные и служебные удостоверения!" - суровый голос милиционера, троекратно усиленный мегафоном, возвестил о начале мероприятия. Которое тут же едва не закончилось - пассажиры гурьбой налетели на заграждения, опрокинули их и уперлись в ряды проверяющих. Всеобщее недоумение быстро сменилось возмущением, возмущение переросло в гнев: "Вы бы еще тут с автоматами встали!.. Какая такая проверка, когда поезд вот-вот отойдет?.. Дайте пройти, изверги!.. Да пропустите же, гады!.."
До открытого противостояния, впрочем, дело не дошло - милиция оттеснила толпу на безопасное расстояние и быстро вразумила недовольных. Гражданам объявили, что на поезд успеют все, а особо "буйным" пригрозили близлежащим отделением милиции. Пассажиры повздыхали и выстроились в очередь - ругали контролеров и их начальников, доставая билеты из карманов, бумажников и кошельков. Первые пять минут все проходило гладко - проездные документы имелись у всех, и к документам этих у проверяющих претензий не возникало. "Зайцы" не попадались - видимо, изучали обстановку и прикидывали способы проникновения "за кордон".
Первым задержанным нарушителем оказался сухонький, но бойкий старичок с тележкой - покрутившись у крайнего турникета и повертев головой по сторонам, он отодвинул заграждение и юркнул на перрон.
"Гляди, вон пенс побежал, - кивнул товарищу ревизор. - Бери его и давай сюда..."
Дедушку взяли уже в тамбуре - он долго боролся и даже прикинулся мертвым. Рухнул на заплеванный пол, схватившись за грудь - приступ был сымитирован настолько талантливо, что сердце заболело у врага. Ревизор побледнел, вытащил рацию и сообщил о трагедии, требуя срочно вызвать врача. Дедушка тут же ожил - больница, судя по всему, не входила в его планы.
- Ну что вы, внучки, ко мне прицепились? Есть у меня билетик - вот, где-то на дне кошелки... Там у меня картошечка, помидорчики, неужели сейчас все доставать?
- Доставай, дедушка, до отправления еще 20 минут, мы подождем.
Билета, как и следовало ожидать, не оказалось. Но старик оказался упорным: проклиная ревизоров, старательно перебирал плодоовощные культуры. А когда электричка тронулась, швырнул картошкой в проверяющего, пожелал ему "сдохнуть от рака" и, обогнув финтом набегавшего милиционера, рванул в сторону вокзала...
Другие "зайцы" старичку в настойчивости не уступали. Кто-то пытался взять ревизоров хитростью ("Я бедный студент... У меня мама больная в Тосно лежит, если не приеду вовремя, то всякое случится"), кто-то наскоком ("Пропустите, пропустите, вон девушка, видите?! Я люблю ее, люблю, слышите?!"). У заграждений разыгрывались десятки маленьких и больших драм - настолько правдоподобных, что у ревизоров слезы на глаза наворачивались. И голоса дрожали: "Я понимаю вашу боль... Предъявите билет и бегите, бегите за ней..."
Апогей представления - последние минуты перед отправлением электрички. Маски сброшены - "зайцы" объединяются и идут в лобовую атаку. "Пропусти, сволочь, пшел в сторону!" Выручает милиция - смыкает ряды, образуя плотный заслон на пути наступающей стаи. К электричке в итоге никто так и не прорвался - поезд отошел под горестный вой десяток глоток.
Итогами рейда ревизоры довольны - "завернули" несколько десятков человек. Не исключено, что кому-то удалось прорваться. Но прорваться в... капкан - через десять минут после отправления в электричке появилась еще одна "усиленная" бригада. И на этот раз бежать "зайцам" было некуда.
Такая вот война на Московском... Ее первые жертвы отделаись по большому счету легким испугом. Кто знает, какими будут жертвы июньской войны? И не станет ли кому-нибудь плохо с сердцем по-настоящему - при виде ревизорской квитанции с "юбилейной" цифрой?
"Безбилетный проезд опасен для вашего здоровья", - предупреждает ОЖД.