НАЙДИ В СЕБЕ ЗВЕРЯ
Человек почти наверняка произошел из животного мира. Об этом ученые уже почти не спорят. Но вот насколько далеко он от этого мира ушел - большой вопрос. Существует целая наука с умным названием этология, которая изыскивает в поведении человека глубоко затаившиеся звериные инстинкты. Существуют мифы и сказки, повествующие о неразрывной связи людей и их зверниых предков - медведей, птиц, леопардов (кому как повезло). А еще есть произведения искусства, в которых все эти мифы и сказки отражаются.
Причем особенно хорошо им (мифам и сказкам) это удавалось в древности. Их таинственные лабиринты легко становились зримыми, воплощаясь то в ритмичных орнаментах, то в бесконечных шествиях нарисованных на скалистом берегу лосей, то в непропорциональных резных фигурках. И от каждой безделушки веяло тайной. Ведь тогда человек, судя по всему, был не умным, а мудрым. Он не считал себя всепонимающим.
Убедиться в том, что наши предки прекрасно владели магией искусств, можно на выставке в Эрмитаже. Она так и называется: "Зверь и человек. Произведения древнего искусства Евразии" (причем "древнего" в данном случае означает совсем древнего - от палеолита до раннего средневековья).
Этот условно обозначенный период охватывает множество тысячелетий (не веков, а именно тысячелетий), на протяжении которых зверь и человек сосуществовали, учились друг у друга. Время шло, но их связь оставалась одинаково прочной. Во всяком случае, именно об этом свидетельствуют странные, не всегда понятные красивые и страшноватые экспонаты.
С одной стороны, это увеличенные копии наскальных рисунков первобытного человека - рыбы, гуси, люди, лоси и прочая живность, кружащаяся в общем водовороте, странный Бес с квадратной головой и круглыми глазами, удав, проглотивший слона (или некто, приходящийся ему близким родственником)... С другой
- кремниевые фигурки летящих птиц (их мелкие сколы так похожи на растрепанные ветром перья);
- знаменитые палеолитические Венеры с округлыми животами, но без голов;
- диск, на котором не без труда можно разглядеть изображение оленьей головы;
- бронзовые и медные "пляшущие человеки" - идолы;
- подвески-уточки и подвески - утиные лапки ("лапчатые" подвески)...
Экспонатов очень много, и их не всегда легко опознать. Иногда надпись на этикетке повергает в глубочайшее изумление - попробуй разгляди в слабо обозначенных волнах орнамента на сосуде водоплавающих птиц. А иногда никакой надписи не требуется - достаточно просто ощупать взглядом теплую поверхность деревянного лосеподобного ковша (говорят, в эпоху мезолита ими не только черпали воду, но и глушили рыбу)... Но даже самым наблюдательным не хватает комментариев - ведь и сами ученые не всегда уверены в назначении той или иной вещи, а уж обычный любопытный зритель...
И все-таки даже зрителю ясно, что люди-животные и животные-люди - основные персонажи на этой выставке. Именно в них воплотилась ее суть и смысл. Оказывается, на протяжении тысячелетий люди и звери не просто существовали бок о бок - они сосуществовали, ощущая свое родство. Которое и до сих пор никуда не делось. Которое таится в каждом из нас, придавая жизни особую пряность и остроту чувств.