ЗАПУТАВШИСЬ В СЕТЯХ
В начале апреля вышло в свет постановление правительства РФ за номером 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии". Тем самым де-юре поставлена точка в давнем споре между городской администрацией и ОАО "Ленэнерго". Напомним, что примерно год назад компания рекомендовала фирмам-застройщикам в добровольном порядке отказаться от получения технических условий. Взамен было предложено заключать новые договоры, в соответствии с которыми прокладывать электрические сети должно "Ленэнерго".
Смольный же решил, что ему не стоит оставаться в стороне. По принципу: ввяжемся в драку, а там посмотрим. Губернатор выступил на стороне отдельных застройщиков против "Ленэнерго".
ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ "ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ"?
В советские времена все электросетевое хозяйство - его строительство и эксплуатация - финансировалось из государственного бюджета. Конкурентные принципы, естественно, отсутствовали. Застройщик, как умел, прокладывал сети, разумеется, в соответствии с утвержденным проектом. После того как дом сдавался, сети передавались энергетикам на баланс. Первые серьезные сомнения по поводу этой схемы возникли еще в 1996 году, когда президент подписал 2-ю часть Гражданского кодекса. Из документа следовало, что процедура передачи имущества с баланса на баланс не является сделкой. Тут же возникли и другие вопросы. Например, а может ли собственник не передавать сети, а эксплуатировать их сам или, предположим, передать государству по взаимозачету. Государство, в свою очередь, также не может безвозмездно передавать сети (в качестве платы за инфраструктуру). Кому из чиновников охота ближе знакомиться с УК - в лучшем случае со статьей о не целевом использовании бюджетных средств?
Вообще, в те годы в строительном комплексе Петербурга встречалось много парадоксов. То, что город принимал в зачет социальные объекты, с точки здравого смысла вполне объяснимо. Хотя та же самая аптека, как и любое другое предприятие, нацелена на получение прибыли. Это обычный налогоплательщик. Но самое удивительное, что город засчитывал в качестве инфраструктуры к примеру... казино. Получил справку в районной администрации, что на ее территории с подобными заведениями напряженка, и - дело в шляпе. Что от этого выигрывал город, не совсем ясно.
Но, пожалуй, наиболее абсурдная ситуация сложилась именно во взаимоотношениях компаний-застройщиков и "Ленэнерго". Год назад его генеральный директор Андрей Лихачев предложил строителям переложить проблему прокладки сетей на руководимую им компанию. Аргументов было несколько. Во-первых, гораздо эффективнее, когда каждый занимается своим делом. Ведь "Ленэнерго" должно в последующем эти сети эксплуатировать. При этом "Ленэнерго", как монополист, не может отказать в предоставлении застройщику данной услуги - это по закону не его добрая воля, а обязанность. Государство со своей стороны должно регулировать тарифы. Возникал вопрос: а кто должен эту услугу оплачивать? Все сводилось к двум основным вариантам. Например, можно заложить эти затраты в тариф. Но тогда получается, что каждый потребитель будет платить не только за себя, но и "за того парня". Бабушка будет вынуждена оплачивать прокладку сетей к частному пивному ларьку. Кроме того, тариф, как известно, счетен. А вдруг разразится инвестиционный бум, и окажется невозможным удовлетворить всех жаждущих электричества.
Поэтому логичнее выглядел второй вариант. Хотите получить мощность - пожалуйте к кассе. "Ленэнерго" ведет строительство, после окончания которого получает сети в собственность. В чем выгода застройщика? Дело в том, что при этой схеме он может смело приходить в инженерно неподготовленный район (там "пятна" должны стоить дешевле). Фирма заплатит лишь за свои сети. Естественно, что "Ленэнерго" построит гораздо более мощную систему с расчетом на будущих клиентов. Они готовы сами финансировать подобные работы, если источником возврата средств будет будущая плата за подключение. Именно так эта проблема решается во многих европейских странах.
Во-вторых, можно покончить со всякими юридическими неясностями и двоякими толкованиями. Из документов исчезали глупости, такие, как "безвозмездная передача". Никакой инвестор-застройщик, если ему вдруг взбредет на ум, воспользовавшись лазейками в законодательстве, распорядиться своими "придомовыми" сетями как угодно, не сможет. Кстати, сети можно было при такой системе и продавать. Идиотизм? Конечно. Ведь таким образом могла быть потеряна монополия на транспортировку энергии. Вот тогда уж совершенно точно половина города сидела бы при лампадах. Хотя это отражено и в утвержденной концепции реформирования РАО "ЕЭС": конкурировать должны производители электроэнергии, а не ее транспортировщики. Как говорится, монополия существует там, где конкуренция экономически бессмысленна. Это именно тот случай: ток во всех проводах одинаковый - 50 МГц, нравится это кому-то или нет.
Казалось, что аргументы у "Ленэнерго" весьма весомые. Но оказалось, что не для всех...
ОТВЕТНЫЙ ХОД ЧЕМБЕРЛЕНА
Руководители некоторых строительных компаний заявили, что условия "Ленэнерго" - это "грабеж среди белого дня". На самом деле, если разобраться, они не такие уж и страшные: 15% от всей стоимости застройщик платит сразу, после уточнения сметы еще 50%, за месяц до окончания работ - 25% и оставшиеся 10% уже по факту. Расчеты показали, что на себестоимости кв. метра жилья этот график практически не отразится. Это, правда, если все делать по-честному...
Ларчик же открывался просто. Простейший анализ показал, что негодуют в основном компании, выкупающие "пятна" не на торгах, а получающие их через ИТК по двойной рыночной стоимости. Здесь следует объяснить, что она собой представляет.
По закону "пятна" должны продаваться на торгах. Именно на них определяется истинная стоимость объекта или территории. Но имеется одна оговорка: "В особых случаях этот вопрос может решаться на ИТК". Обычно этот случай - личное желание губернатора. Казалось бы, что плохого в том, что город получит денег в два раза больше. Но на практике все выглядит по-другому. Из этой "двойной рыночной стоимости" вычитаются (по смете) затраты на инфраструктуру. При этом работы оплачивает сама фирма. Как правило, стоимость работ завышается в несколько раз. "Ленэнерго" смету утверждает: для них главное, чтобы все работы соответствовали определенным техническим стандартам.
После чего сей документ держит свой путь в Смольный, где все расчеты и производятся. Компания оплачивает 10 - 15% от реальной рыночной стоимости. После чего уже проторенной тропой строители идут в "Ленэнерго" и несут на этот раз значительно урезанную, уже реальную смету. У "Ленэнерго" нет никаких оснований ее не согласовывать. Только вот с городом перерасчетов производиться не будет: суета все это.
Теперь подобный фокус с двойными сметами не пройдет. Компании лишаются возможности жонглировать цифрами. Естественно, им это пришлось не по душе. Наивно предполагать, что в Смольном не знают о подобных "шалостях" застройщиков. Вместо этого город заявил: сети должны передаваться нам, а не монополисту. Была создана даже специальная городская энергокомпания со 100% городским участием - "С.-Петербургские электрические сети". В противном случае строителям пригрозили не регистрировать их объекты в ГБР.
Чего пытался достичь Смольный? Забрав определенные "куски" сетей, назначить свои тарифы и получать деньги. Кроме того, отрезать "Ленэнерго" от подстанций, лишив их возможности отключать неплательщиков. А для большего устрашения сказали, что подумывают о том, чтобы затребовать у "Ленэнерго" обратно безвозмездно переданное ему имущество. Подобное решение могло бы поколебать энергетическую безопасность. Его абсурдность Смольный, похоже, не смущала. Хотя это то же самое, что если бы вы, купив новую квартиру, в цене которой учтена стоимость подъемного крана и экскаватора, требовали свою долю в компании.
Компромисс, казалось, недавно был найден на встрече Владимира Яковлева с Анатолием Чубайсом. Было решено создать согласительную комиссию и временно отложить вопрос о передаче городу инженерных коммуникаций, по крайней мере по уже строящимся домам. Все имущественные претензии, скорее всего, будут решаться в судебном порядке.
Статус-кво нарушило появление вышеназванного постановления правительства. Из него следует, что взимание платы за подключение совершенно законно в отличие от притязаний города на сети "Ленэнерго" (впрочем, здесь последнее слово за Фемидой). Система, предложенная год назад "Ленэнерго", на 100% легализовалась и, более того, признана на федеральном уровне эффективной. Решено, что тарифы будет устанавливать ФЭК. Сейчас обсуждаются различные методики. Ответ города не заставил себя ждать. Он "откусил" себе сети предприятий, расположенных на Пулковском шоссе (Coca-Cola, "Ригли" и т. д.), передав их "С.-Петербургским электрическим сетям".
Как известно, взрослые люди отличаются от детей стоимостью игрушек. Рубильник - игрушка очень дорогая. Жалко только, что мы с вами очень часто оказываемся заложниками их игр.