ПОЛИНА С ПУБЛИКОЙ НЕ ЗАИГРЫВАЕТ
Быть вундеркиндом, наверное, очень приятно: тебя ласкают, тебе удивляются, тобою восхищаются. Быть вундеркиндом скверно - нахваливая, говорят, и не без злорадства: погоди, ужо вырастешь, тогда посмотрим, что из тебя выйдет.
В отношении Полины Осетинской такое произносилось особенно часто, ибо ее "вундеркиндство" было весьма не тривиальным, осложненным рядом житейских обстоятельств. Но все это в прошлом. Ныне из прелестной девочки она превратилась в очень красивую молодую женщину. Это, наверное, очень приятно. И трудно. Люди попросту не могут поверить, что природа способна быть столь щедрой: наделив ослепительной внешностью - дать еще и настоящий талант. Некоторая часть меломанов приходит послушать ее, побуждаемая подобного рода сомнениями. И уходит в убеждении, что такое, хоть и редко, все же случается. В общем, у Осетинской уже устойчивая репутация художника серьезного, глубокого, бескомпромиссного.
Дав на днях сольный концерт в Большом зале Филармонии, она собрала большую публику, предложив ей программу отнюдь не популярную. Сначала сыграла сюиту "Отзвуки театра" Десятникова, своего друга, чью музыку она часто интерпретирует. Далее представлен был французский Серебряный век: Дебюсси ("Бергамасская сюита") и Равель (Сонатина и Альборада). Второе отделение было отдано Скрябину, знаковой фигуре русского Серебряного века. Осетинская не играла со слушателями в поддавки, не кокетничала с ними, она проявила к ним уважение, выказала доверие к их культуре и восприимчивости. И зал оценил это: свидетельством тому была чуткая, благоговейная тишина, делавшая каждую прозвучавшую ноту по-особому значимой.
Всем исполненным произведениям - не только опусу Десятникова - свойственна театральность: их образы - пластичные, живописные - сопоставляются и взаимодействуют, подобно драматургическим персонажам. Театральность предполагает и особого рода декламационную приподнятость, пафос (его особенно много в музыке Скрябина), который провоцирует исполнителя встать на котурны. Осетинская этого соблазна счастливо избегает, оставаясь искренней даже в самые патетические мгновения. При этом ей присущ сильный темперамент. Лишь иногда, в отдельных эпизодах, казалось вдруг, что душевный порыв уступает место механистической напористости, но проходило несколько минут - и живая эмоция возвращалась.
Искусству Полины Осетинской присуща особенность, которую я назвал бы эффектом айсберга. Она играет в полную силу, но ты чувствуешь, что за этим - еще большие, нерастраченные духовные и технические (имею в виду виртуозную сторону исполнения) ресурсы. Она представляет один музыкально-исторический стиль, но ты ощущаешь, что столь же свободно она владеет и иными стилями. Ее интеллектуальный, культурный кругозор, помимо конкретного явления, на котором она сейчас сосредоточена, охватывает еще многие-многие явления. Такое свойственно лишь значительным художественным личностям.