С ОПТИМИЗМОМ О НАБОЛЕВШЕМ

Англичанин Джон Пресли, последние несколько лет живущий в Пушкине и работающий на Невском проспекте, добирается до офиса тем же способом, к которому привык у себя на родине. От Пушкина до метро "Московская" он едет на своем джипе, а оттуда ныряет в подземку. В общей сложности на дорогу уходит около часа, что Джона вполне устраивает. Свой выбор между пробками на улицах и толкотней в вагонах он объясняет не только сэкономленным временем, но и такими понятиями, как экологичность и рациональность.

Правительству Петербурга, озабоченному стремительными темпами автомобилизации, позиция англичанина показалась бы достойной не только подражания, но и пропаганды, если бы не была изначально ясна тщетность этих попыток. В отличие от Джона Пресли, рядового петербуржца разговорами об экологии не заставить пересесть из автомобиля в общественный транспорт. Другое дело - тезисы об удобстве и быстроте. Однако при нынешнем состоянии общественного транспорта использовать их не только смешно, но и опасно. Программа развития метрополитена и других видов скоростного транспорта, одобренная на днях правительством города, стремится именно к созданию удобных экспресс-сообщений... к 2015 году. ОПТИМИЗМ С РАЗНЫМИ ЗОНАМИ ДЕЙСТВИЯ Многим из присутствовавших на заседании правительства новая программа напомнила старые схемы, обещавшие, каким петербургское метро будет в XXI веке. Их объединяет не расположение будущих станций и линий (прежние планы пересмотрены с учетом новых потребностей города), а амбициозность, порой переходящая в утопию. Авторы программы намереваются до 2015 года построить 41 километр подземных путей и 21 станцию метро, в то время как за последние 12 лет под нашим городом было построено только 7 км пути. Новые станции - от "Спортивной" до "Старой деревни" - стали многотрудным завершением работ, начатых еще при развитом социализме. Именно "громадье планов" стало причиной того, что концепцию утвердили в целом, но посоветовали доработать. Общее одобрение необходимо, чтобы отправить документ в Министерство транспорта, где сейчас разрабатывается концепция развития метрополитена для 12 городов России. Чем больше будут знать о наших планах в Минтрансе, тем больше шансов на то, что дадут больше денег. В отличие от Минтранса Законодательному собранию по распоряжению Владимира Яковлева должен быть направлен доработанный вариант программы с четко выстроенными приоритетами. Несмотря на предстоящую доработку, основные положения программы будут сохранены. Ее авторы считают, что петербургский метрополитен должен развиваться во взаимодействии с другими видами транспорта - такими, как скоростной трамвай и надземный экспресс. ЧЕРТЕЖ ПОДЗЕМНОЙ ПАУТИНЫ Приоритетом в развитии подземных магистралей станет завершение уже начатого строительства. Под Петербургом в разной степени готовности находится около 20 км недостроенных путей, поддержание которых ежегодно обходится в 30 млн рублей. В 2004 году предполагается открыть сообщение между станциями "Старая деревня" и "Комендантский проспект". Годом раньше власти обещают пустить поезда по новым тоннелям между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". До 2005 года планируется ввести в эксплуатацию "Адмиралтейскую", "Балтийскую-2" и "Спортивную-2", что позволит снизить нагрузку на центральные станции и переходы, задыхающиеся от потоков пассажиров. В период между 2006 и 2010 годами основные усилия метростроителей предлагается сосредоточить на Фрунзенском радиусе - новой линии, устремленной в Купчино. На первом этапе тоннели соединят Садовую и Бухарестскую улицы, на втором - дотянутся до проспекта Славы. В эти же годы предполагается продолжить Приморский радиус от Комендантского проспекта до улицы Шаврова. Наконец, в 2011 - 2015 годах петербургский метрополитен планирует обзавестись первым полукольцом - от станции "Василеостровская" до "Выборгской". От "Московских ворот" протянутся тоннели к улице Маршала Казакова, от Сенной площади до Театральной также можно будет добраться на метро. АЛЬТЕРНАТИВА ТОМУ, ЧЕГО НЕТ Однако даже этот весьма оптимистичный прогноз развития метро не обещает, что к 2015 году большинство горожан будет проживать в 20 минутах езды от подземки. Строительство метро - дорогое удовольствие, особенно в Петербурге. В среднем 1 км подземных путей стоит у нас около 80 млн долларов, что в 8 раз дороже, чем 1 км путей для скоростного трамвая, который решено развивать в периферийных районах. Основой для нового вида транспорта станет существующая трамвайная сеть. По словам заместителя председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Екатерины Голоулиной, авторы программы определили 7 участков общей протяженностью около 90 км, где трамвайные пути следует реконструировать под скоростное движение. Среди них 13-километровые линии от Стрельны до метро "Кировский завод", от площади Востания до метро "Купчино", также участок протяженностью 8 км от "Ладожской" до железнодорожной станции Ржевка. Альтернативой несуществующему метро может стать и наземный экспресс - облегченные электрички, которые будут двигаться по специально построенной для них эстакаде. Первый маршрут этого транспортного гибрида пройдет по 7-километровому участку от улицы Пионерстроя до метро "Проспект Ветеранов". Затем линию планируется продлить еще на 12 километров - до метро "Обухово". ЕЩЕ РАЗ ОБ ОПТИМИЗМЕ Боюсь, что перечисление всех этих планов вас утомило. Если так, то вашему корреспонденту удалось воссоздать атмосферу, которая царила в Смольном при обсуждении упомянутой выше программы. Чем больше докладчики говорили о планах, тем назойливее возникал вопрос о деньгах. Чтобы метрополитен к 2015 году стал тем, что ему пророчат, нужно 87,4 млрд рублей. Для придания ускорения трамваям на 7 выбранных участках требуется 5,2 млрд рублей. Наземный экспресс - единственный инвестиционный проект - нуждается в 4,1 млрд рублей. Авторы программы предлагают попросить эти средства (или по крайней мере деньги на развитие метрополитена) у федерального правительства. Решение свежее, а главное - оптимистичное, как вся представленная программа.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.