ПРАВОСЛАВИЕ - ЭТО НОРМАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

В Страстную неделю, накануне самого великого христианского праздника - Святой Пасхи, мы беседуем с настоятелем Князь-Владимирского собора протоиереем отцом Владимиром СОРОКИНЫМ.<br>- Отец Владимир, говорят, мы переживаем не обычный Великий пост. Праздник Благовещения пришелся на Крестопоклонную неделю. Я слышал мнение некоторых священников, что это означает особо строгий пост и предвещает различные беды.

- Такая поздняя Пасха, как в этом году, означает только то, что сократится Петров пост, и больше ничего. Пасха ведь имеет календарный характер и подчиняется законам природы. С точки зрения церковной дисциплины - ужесточения поста, например, - это ничего не значит. - А как насчет бед и несчастий? - Наше общество вообще испорчено всякого рода предсказаниями, приметами, заговорами. К сожалению, я вижу это и среди некоторой части молодого духовенства, не получившего достаточного церковного образования. Дело в том, что в последние годы быстро увеличивается число храмов, которые передаются Церкви, и у нас появился недостаток в священниках. Потому часть молодых людей, пришедших в Церковь, готовились к своему служению поспешно. Отсюда и невежество в канонических и богословских вопросах, даже суеверия. - С точки зрения мирян, очень печально видеть разброд и разномыслие между священнослужителями, от которых миряне привыкли получать благословения в различных житейских вопросах. Вот, например, по поводу питания Великим постом. Опять же накануне этого Великого поста активно обсуждался вопрос, можно ли вкушать соевые продукты - заменители мясного и молочного. - Никакого вопроса о сое нет, ее можно вкушать в пост в любом виде. - И вообще есть серьезные разночтения в церковных календарях. Одни рекомендуют почти весь пост воздерживаться от постного масла, кроме праздничных дней, три дня в неделю велят отказываться от горячей пищи - так называемое сухоядение. Другие не столь строги, почти весь пост разрешают растительное масло. - К сожалению, это особенность России, где с самого принятия христианства смешались монашеский устав и устав для мирян: ведь крестили Русь в основном монахи. Фактически у нас нет устава для мирян, потому действует психология перестраховщиков - лучше перепоститься, чем недопоститься. Православие - это нормальный, здоровый образ жизни. Само это слово происходит от греческого "ортодоксия", однокоренного "ортопедии", что означает "правильно ходить". Здесь все должно быть сбалансировано, как в фигуре креста, не должно быть никакого перекоса. А неумеренное пощение приводит к тому, что в богословии называется "грех тонкого самоубийства" - изнеможение тела от, казалось бы, благочестивого, но принимаемого не по силам воздержания. Кроме того, сейчас очень много значения придается посту именно в смысле воздержания в пище. Это происходит под влиянием различных диетологических систем, появившихся в последнее время. Но к православию они отношения не имеют. Пост без молитвы - не пост, а воздержание в пище вторично. Кроме того, надо помнить, что священник должен подходить к мирянам с разными мерками, ибо люди бывают разными. Для кого-то требования необходимо ужесточать, потому что их души сами этого жаждут, но к другим следует быть снисходительным, поскольку жесткий подход может оттолкнуть их от Церкви. Так гласит 102-е правило Шестого вселенского собора. Здесь батюшка сам должен смотреть и решать. - Но батюшки, как мы только что говорили, бывают разными... - Да, эта наша недоработка, что молодые священники зачастую недоучиваются, да и не желают этого делать. - И что нужно сделать, чтобы исправить это положение? - Просвещать. Повышать уровень библейской, богословской и канонической культуры. - Но пока мирянин должен ходить к такому батюшке, он может быть его духовным чадом, на жизнь которого весьма влияют рекомендации духовного отца. А духовный отец, например, не допускает чадо до причастия, потому что у чада есть ИНН... - Я думаю, такие случаи - трагедия и духовного отца, и его чада. Что касается ИНН, патриарх не раз говорил, что это не церковная проблема. Более того, на эту тему даже есть специальное патриаршье послание, в котором сказано: "Принятие или не принятие этих номеров не является грехом". Но многие считают, что вопрос еще не исчерпан. Доходит до крайностей: я вешаю на доске объявлений перед храмом это послание, а какие-то люди потом вешают свои воззвания, что все это неправда. Частное богословское мнение может иметь любой член Церкви, но когда из-за этого ставятся под сомнение авторитет Собора или патриарха, это ведет к расколу и созданию очередной секты. Так было с Толстым, который поставил свое мнение выше церковного, в результате появилась секта толстовцев, так может быть со многими православными, которые сегодня кричат об опасности ИНН, везде ищут врагов - в общем, хотят быть архиправославными. А нужно быть не "архи-", а просто нормальным православным. Так что, возвращаясь к вопросу об ИНН, в описанном вами случае мирянин вполне вправе обратиться к правящему архиерею. - А как быть, если священник не допускает к причастию в пасхальную ночь, когда по церковному уставу должны причащать всех? - Да, часть духовенства действительно никого не причащает в пасхальную ночь, и это неправильно. Ведь в "Слове Иоанна Златоуста", читаемом этой великой ночью, сказано: "Итак, все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние примите награду". С другой стороны, причащать надо только подготовленных к тому постом и покаянием людей. Исповедовать всех перед пасхальной службой мы не всегда можем - слишком много причастников. Поэтому в нашем храме мы причащаем тех, кто Великим постом неоднократно исповедовался. - Самим священнослужителям ведь положено исповедоваться гораздо реже, чем мирянам? - Да, но тем не менее исповедь для священников также обязательна. При каждой епархии есть духовник. Но, к сожалению, неизвестно, как часто исповедуется тот или иной священник и исповедуется ли вообще. Я полагаю, что некоторые молодые священники вообще не подозревают о существовании епархиального духовника. Впрочем, может быть, они ходят на исповедь к каким-нибудь старцам... - Вам не кажется, что недопонимание мирянами многих сторон церковной жизни, явное разномыслие среди священников по некоторым вопросам порождают отчуждение между Церковью и обществом? Доходит до обвинений, что православие имеет претензию стать государственной религией, что Церковь больна и утратила святость. - Святость Церковь утратить не может и быть больной тоже не может, поскольку она есть Тело Христово. Можно говорить лишь о духовной болезни части церковнослужителей. Говоря о претензиях на статус государственной религии, их нет, и это тоже неоднократно сказано патриархом. Церковь извлекла уроки из истории и никогда больше не будет государственным департаментом. Больно само общество, оно разобщено, обособленно, склонно к истерии и агрессивно. - И все-таки последние события, связанные с деятельностью Католической церкви в России, не говорят ли, по вашему мнению, что государство склонно поддерживать в этом вопросе Православную церковь? - По-моему, государство просто вступилось за свой суверенитет, после того как Южный Сахалин в титуле католического епископа Ежи Мазура был назван японской префектурой Карафуто. Такого не потерпит никакое государство. Сейчас католики убрали это из титула, но ведь надо было раньше думать о последствиях... - Кстати, по поводу примет, о которых мы говорили в начале. Одну, связанную с датой Пасхи, я вижу: в прошлом году католическая и православная Пасхи совпали, и во взаимоотношениях двух Церквей все было мирно, а в этом году такой временной разброс - и скандал за скандалом... - Я в свое время был представителем нашей Церкви в международных организациях и много имел дела с католиками. На мой взгляд, с ними надо жить дружно, но врозь. У них много хорошего, но много и желания окатоличить весь мир. А если учесть их численность - 1 миллиард 200 миллионов, огромные ресурсы, местные церкви всегда будут в проигрыше в случае экспансии католичества. В России католиков очень мало, тем не менее напор Римского престола велик. Один пример - с "префектурой Карафуто" - я привел, вот другой: в некоторых городах России католики строят кафедральные соборы выше наших церквей. Зачем им это надо при их малочисленности? Огромную часть национальных ценностей России составляет православие, и от этого не уйдешь никуда. И в России Православная церковь особенно показала себя созидающей силой.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.