ВЕРТИКАЛЬ

Вчера исполнилось два года со дня подписания президентского указа об образовании семи федеральных округов.<br>Только сейчас мы начинаем оценивать то, что произошло два года назад, когда новый президент, казалось, совершенно неожиданно принял решение о разделении территории страны на семь федеральных округов. Тогда эта инициатива была воспринята крайне неоднозначно.

Губернаторы увидели в ней попытку ограничить полномочия регионов, а ряд демократических партий - создание "неконституционных" образований. С другой стороны, коммунисты и ультраправые тут же обвинили Владимира Путина в попытке "развалить страну на семь частей". Впрочем, подобные обвинения они предъявляли последовательно Горбачеву и Ельцину, поэтому на них мало кто обратил внимание. Как представляется сегодня, по прошествии двух лет, разделение страны на семь округов и назначение в них представителей президента означало ни больше ни меньше - конец эпохи Ельцина. Конец эпохи демократии с обкомовским подтекстом, передачи полномочий от центра регионам с расплывчатой формулировкой "берите суверенитета, сколько хотите". Действительно, к 2000 году всем стало ясно, что гигантской страной, протянувшейся с севера на юг и с запада на восток, управлять из единого центра попросту невозможно. Фактически недавний распад СССР во многом и произошел из-за гиперцентрализации. С другой стороны, система из 89 субъектов Федерации, строящих отношения друг с другом и с федеральным центром на основе двусторонних договоров, также оказалась в достаточной степени порочной. Не говоря уже о том, что большинство из них к "суверенитету" (под которым понималась, естественно, некая экономико-социальная, а зачастую и политическая автономия) оказались попросту не готовы. Отсюда - 10 регионов-доноров и толпа регионов-нахлебников, жаждущих федеральных трансфертов. Этой ситуации и был положен конец два года назад. Сегодня же можно подвести первые итоги. Главным событием оказалось приведение региональных законодательств к федеральному. Именно это наравне с выстраиванием федеральной вертикали и было встречено в штыки большинством региональных лидеров. Однако теперь, когда процесс этот фактически завершен, многие противники убедились, что в нем не только нет ничего "страшного", но есть много полезного. Во всяком случае, легче стало работать судам, прекратились разногласия из-за нестыковки законодательства соседних регионов. Кроме того, благодаря дополнительному звену федеральной вертикали удалось пройти между Сциллой и Харибдой излишней централизации и полной неуправляемости страной. Губернаторы, ранее встречавшиеся в основном только в Москве, в Совете Федерации, получили возможность через представительства президента в округах работать не с отдаленными регионами, отличающимися не только социально-экономическими, но и географическими характеристиками, а непосредственно со своими соседями. И неожиданно оказалось, что многие проблемы могут решаться теперь не на уровне Первопрестольной, а непосредственно в Петербурге, Нижнем и т. д. Удалось за эти годы создать и окружные звенья федеральных ведомств - в первую очередь силовых. И разработать первые региональные экономические программы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.