ТЕАТР ВРЕМЕН ИМПЕРИИ
Верно замечено: "Если выпало в империи родиться, лучше жить в... провинции у моря...". Если империя советская, а родиться выпало поэтом, то лучше заняться переводом, а если художником - книжной графикой или стать театральным декоратором. В этой спасительной нише, не выпадая из системы, можно обрести необходимое для творчества пространство свободы.
Театрально-декоративное искусство Софьи Марковны Юнович (1910-1996), чья выставка только что закончилась в ЦВЗ "Манеж", представляет собой подлинную художественную ценность, созданную в советскую эпоху.
Жизнь С. М. Юнович в изобразительном искусстве можно назвать счастливой. Закончив в 1938 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где обучалась в мастерской театральной живописи профессора М. П. Бобышова (дипломная работа - эскизы декораций к "Ромео и Джульетте" - отмечена золотой медалью и выставлена в постоянной экспозиции музея Академии художеств), она более полувека работала в ведущих театрах страны с известными режиссерами и балетмейстерами. Оформила более 50 спектаклей. В 1938-48 гг. была главным художником Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина. Уже дебютная ее работа - "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1939 г., Гос. театр имени Вахтангова) - показывает сложившегося художника с твердой, уверенной рукой, прекрасного рисовальщика и тонкого колориста. В дальнейшем эти черты будут усиливаться. Пристрастие художника к черному цвету, играющему в ее работах особенно важную роль, говорит не только о природе ее творческого Я, но и о сложных отношениях с эпохой. Главный цвет театральной коробки, на фоне которого всякий другой становится ярким или мерцающим, он иногда, как в опере И. Дзержинского "Судьба человека" (1961 г.), становится основным, вытесняя все остальные. В других случаях, подчеркивая драматизм сценического действия, усиливает все прочие цвета ("Гамлет", балет Н. П. Червинского, 1970 г., "10 дней, которые потрясли мир", 1967 г. и т. д. Или служит преображению пространства сцены в таинственный волшебный лес ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 1958 г.).
Излюбленные материалы С. М. Юнович - бумага, пастель, темпера, гуашь. Они используются с виртуозным мастерством: то плотные и монументальные в эскизах декораций, то легкие - в прелестной незавершенности свободного рисунка в эскизах костюмов. Цвет в одних случаях нежно переливается, как перламутр, в других, максимально напрягаясь, доходит до крика и отчаяния.
Среди работ художницы - эскизы к самым разнообразным спектаклям, классическим и современным: трагедиям, драмам, комедиям, операм, балетам, опереттам. И кажется, что любой жанр, любая тема находят адекватный отклик и выражение, исполняются с одинаковой любовью к литературному и изобразительному материалу. Пожалуй, лучшими являются эскизы декораций к "10 дням, которые потрясли мир", 1967 г. ("У завода", "Митинг в бараке"), "Испанскому священнику", 1950 г. ("Красные крыши"), эскизы к оперетте Н. Богословского "Одиннадцать неизвестных", 1947 г.
Выставка напомнила о театре Большого Стиля - одной из примет ушедшей эпохи. Эстетическая его значимость в лучших образцах становится со временем все очевиднее.
В последний день работы выставки в "Манеже" состоялся вечер памяти Софьи Марковны, на котором с воспоминаниями выступили известные художники, актеры, сотрудники музеев - друзья и коллеги С. М. Юнович.