ЛОРД БРИТАНСКОЙ СЦЕНЫ
Завтра исполняется 95 лет Лоуренсу Оливье<br>Он с детства хотел стать актером, и он стал им. Несмотря на протесты потомственного папы-священника и традиции семейного клана. В девять лет Лоуренса Керра Оливье все же отдали на выучку в церковную школу при храме Всех святых.
Однако через год он уже вышел на подмостки в любительской постановке шекспировского "Юлия Цезаря". Легенда гласит, что увидевшая мальчугана знаменитая актриса Элен Терри будто произнесла по его поводу: "Мальчик, играющий Брута, уже великий актер". Пророчество исполнилось в полной мере. К моменту поступления на профессиональную сцену в Бирмингемском театре Лоуренс переиграл многие роли шекспировского репертуара, даже женские. Так великий драматург стал его верным творческим спутником.
Однако удачу и славу Оливье отправился искать за океан, в Голливуд, вместе с молодой женой - актрисой Джилл Мур (это был не последний творческий брак). Было это в 1930 году. Отменные внешние данные, элегантность манер, обаяние и аристократизм, казалось бы, должны были помочь ему сделать карьеру в Мекке мирового кино. Но, кроме нескольких малозаметных ролей в проходных картинах, Оливье не предлагали ничего. Финальный удар по самолюбию Лоуренс получил тогда, когда его не взяли в партнеры Греты Гарбо в фильме "Королева Кристина".
Гордый англосакс перелетает через Атлантику в обратном направлении, и его звездный час наступает на родине. Он играет в театре "Олд Вик" Гамлета, Ромео. Снимается в картине "Пламя над Англией" (1936). А в его личной жизни появляется женщина, которая едва ли уступала ему в таланте, - Вивьен Ли. Этот дуэт стал одним из самых драматичных в истории лицедейства ХХ века. Ли и Оливье были прекрасным актерским дуэтом, что доказала хорошо известная у нас мелодрама "Леди Гамильтон" Александра Корды (1940). Но их семейная жизнь сама стала мелодрамой с истериками, слезами, изменами и взаимными обвинениями.
На карьере Оливье пока это не сказывалось. Он эффектно возвращается в Голливуд, получая в фильме Уильяма Уайлера "Грозовой перевал" (1939) первый раз номинируясь на "Оскар". Год спустя таким же образом отмечают его героя-аристократа в "Ребекке" (1940) Альфреда Хичкока. Триумф наступает тогда, когда Лоуренс Оливье обращается к своему вечному союзнику Шекспиру. В 1944 году он ставит фильм "Генрих Пятый", в котором сам же играет роль английского короля-триумфатора. Эффектное сочетание приемов театрального действия с возможностями экрана, сдобренное честолюбивым напором Лоуренса и его уже отточенным мастерством, приносит общепризнанный в мире искусства результат - почетного "Оскара". А за самим Оливье практически пожизненно закрепляется репутация лучшего киноинтепретатора Шекспира. Через три года Американская киноакадемия подтверждает это вручением ему актерского "Оскара" за роль Принца Датского в осуществленной же Оливье киноверсии "Гамлета" (1948). Годом раньше английская королева возводит его в рыцарское достоинство с присвоением титула "cэр".
Сегодня эти картины воспринимаются, естественно, иначе, чем в послевоенном мире. Иного зрителя может отпугнуть их выверенная академичность, когда ум и чувство гармонируют так же, как жест и речь. Критики называли шекспировские постановки Лоуренса Оливье "наглядными образцами для учебника по истории английской литературы и театра". Может быть, это и так, но без них не было бы последующих прорывов Питера Брука и Григория Козинцева. Конечно, аристократичная холодность Оливье стала притчей во языцех в актерском мире, когда даже чувственная Мэрилин Монро не смогла соблазнить сэра Лоуренса на съемках фильма "Принц и хористка" (1957). Зато сполна чашу горечи неутоленной любви хлебнула с Оливье его вторая супруга Вивьен Ли. Их развод практически свел ее в могилу.
Что чувствовал тогда Лоуренс Оливье, мы вряд ли узнаем. При всем внешнем лоске и популярности он был достаточно закрытым человеком, не чуждым обыкновенных людских слабостей. После расставания с Ли Оливье женится в третий раз - на актрисе Джоан Плоурайт - и становится отцом еще пятерых детей. Новый виток благополучной семейной жизни сопровождается очередным официальным признанием его заслуг в британском театре и кино. В 1970 году Оливье получает пожизненное пэрство (то есть становится лордом) и обретает титул барона Оливье Брайтонского.
Он играл на сцене до последних дней жизни, отдавая много сил и чисто административным заботам, возглавляя вновь созданный Национальный театр. В кино Лоуренс Оливье мог позволить себе роскошь сыграть почти одновременно и нацистского преступника ("Марафонец", 1978), и охотника за укрывшимися в Южной Америке нацистами ("Мальчики из Бразилии", 1976). Cпор о том, кто он (актер театра или кино), по-моему, сэр Лоуренс разрешил раз и навсегда в 1960 году, когда на пределе сил и откровенности сыграл роль мюзик-холльного конферансье Арчи Райса в экранизации пьесы Джона Осборна "Комедиант". То был гимн искусству лицедейства, когда, несмотря на то что происходит вокруг, актер, что называется, вынужден "ломать комедию". Только в случае с Оливье это, скорее, значило "играть трагедию".
А из жизни лорд британской сцены ушел тихо и скромно 11 июня 1989 года и был похоронен без полагавшихся ему соответствующих почестей...