МУЗЫКА, ПРИБЛИЖАЮЩАЯ ЛЕТО
Сегодня в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича в рамках VII Международного фестиваля "Джазовая весна в Санкт-Петербурге" пройдет концерт "Босса-нова. Весна. Джаз" (вечер бразильской босса-новы). Участвуют пятеро: Клаудио Родити (труба), Серджио Брандау (бас-гитара), Пауло Брага (ударные), Андрей Кондаков (фортепиано), Пол Болленбэк (гитара). И каждый из них стоит иного оркестра.
"Ни один джазовый виртуоз не сможет вам объяснить на словах, что такое джаз, но все согласятся с тем, что вы все поймете, слушая сам джаз", - сказал однажды Джордж Бенсон. Так и босса-нова. Ее невозможно объяснить. Можно только слушать и слышать.
Клаудио Родити, один из самых известных в джазе трубачей родом из Бразилии, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз - соединение ритмики бразильской самбы и мелодико-гармонического языка современного пост-бопа. Однако условия на музыкальном рынке Бразилии в 60-е годы требовали играть либо самбу в ее чистом виде, либо на крайний случай ее усложненную, изысканную городскую версию - босса-нову. Ни в той, ни в другой музыке не было места трубачу, ориентированному на джазовый мэйнстрим. Поэтому Родити переехал в США, где учился в знаменитом бостонском колледже Беркли, а затем стал одним из признанных мастеров джаза "с латинским привкусом". Славу ему принесла работа в United Nations Orchestra Диззи Гиллеспи - в начале 90-х.
Барабанщик Пауло Брага записывался и выступал в течение 15 лет с самим Антонио Карлосом Жобимом и многими другими бразильскими звездами. После ухода из жизни Жобима Брага принял приглашение саксофониста Джо Хендерсона на запись альбома-посвящения Жобиму. В этой же записи принял участие и легендарный пианист Хэрби Хенкок.
Басист Серджио Брандау стал известен в 80-е годы благодаря записям и выступлениям с бразильскими и американскими суперзвездами. Авторитет Серджио Брандау в Нью-Йорке столь высок, что его ставят на одну ступень с такими басистами, как Виктор Бэйли и Маркус Миллер. А это тот уровень, который не нуждается в особом представлении.
Дебютная пластинка Пола Болленбэка Original Visions считается одной из самых творческих гитарных работ за последнее время. В релизе к этому компакт-диску легендарный гитарист Джон МакЛафлин назвал Пола "мощным молодым талантом". Его второй диск Double Gemini был назван альбомом месяца 20-th Century Jazz Magazine.
В 1997 году, по оценкам Washington Area Music Awards, Болленбэк был назван музыкантом года и приглашен в качестве профессора музыки в American University в Вашингтоне. Двум его композициям присуждены награды за лучшее звучание. В конце 1999 года на фирме грамзаписи Challenge Records издан третий альбом музыканта - Soul Grooves.
Пианист Андрей Кондаков - инициатор данного проекта. Стилистическая универсальность Кондакова в последние годы сталкивает его с музыкантами разных стран и разных направлений. В самых разных своих проектах он выступал на фестивалях Германии, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Италии, США. В свое время объездил почти все города Советского Союза, где проводились джаз-фестивали.
Идея совместного проекта петербургского пианиста Андрея Кондакова с бразильскими звездами возникла летом 2001 года в Нью-Йoрке после совместного выступления Андрея Кондакова и перкуссиониста Эдсона "Кафе" да Сильва. Последний никак не смог приехать в этот раз. Как нам сказал Серджио Брандау, сейчас он в... Австралии, а оттуда его с нетерпением ждет Гонконг - на три месяца. Так, невзирая на такую реальность, как время и расстояние, горячая бразильская музыка охватывает мир.