НОВИНКИ НЕ РАЗОЧАРОВАЛИ
Вечер симфонических премьер на 38-м международном фестивале "Петербургская музыкальная весна" состоялся в зале Академической капеллы при участии ее оркестра во главе с дирижером Александром Чернушенко. Программа концерта объединила многих совсем не схожих меж собой композиторов. Это было хорошо! Негоже составлять представление о современной питерской музыке, тасуя имена из давно сложившейся "обоймы".
Симфония для струнных Александра Нестерова сочинена около тридцати лет назад совсем еще юным тогда композитором, исполнялась в российских городах и за рубежом, а в Петербурге вот звучит впервые. Музыка ее между тем не состарилась и привлекательна нетрадиционностью звуковой драматургии. Сначала - очень интенсивный, стремительный, жестко интеллектуальный, по духу явно антиромантический процесс накопления энергии. Потом - близкий процесс, но в замедленном движении, где одна длительно выдерживаемая нота трудно пробивается сквозь звуковой заслон. И как вывод, находка - искренняя, сердечная, трепетно струящаяся мелодия.
Концерт Владимира Сапожникова для альта, скрипки, струнных и фортепиано под названием "Альт-аир" ("С одной стороны, - поясняет автор, - Альтаир - название звезды, с другой - здесь соседствуют альт, что означает "высокий, старший, большой", и аир, "воздух, песня, ария". Получается - возвышенная песня"). Это редкостный по живости диалог не только инструментов, но и конкретных, хорошо знакомых Сапожникову и им с портретным сходством изображенных исполнителей - альтиста Алексея Людевига (младшего) и скрипача Ильи Иоффа. Оба они солировали в Концерте, увлеченные "беседой", где каждая реплика заключает в себе импульс для дальнейшего ее разворота. Оба были также заинтригованы возможностью дать сравнить себя реальных - и нарисованных звуками.
Симфония Георгия Фиртича "Солнечный ветер" может быть наименована симфонией лишь в расширительном толковании данного жанрового определения. Это фантастическая по колориту звуковая картина, образы которой неожиданны - то вычеканенные, то размытые. Словно просвеченные ирреальными лучами, они вольно перетекают один в другой, заставляя дивиться фантазии композитора, его редкостной свободе владения полетным мелодическим штрихом и искусством замешивания оркестровых красок.
Три еврейских песни для сопрано с оркестром Петра Геккера, искренно и с чувством стиля исполненные Софьей Ялышевой, тронули сочетанием лиризма и печально-ироничного юмора. Простые фольклорные мелодии, облаченные в красивый оркестровый наряд, выглядели трогательно-торжественными. Виртуозное оркестровое сочинение Геннадия Банщикова "Бразильская рапсодия" создано год назад по заказу оркестра города Порто Алегро. Написанная в традициях знаменитых пьес Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, основывающаяся на популярных в той округе народных или ставших народными темах, Рапсодия исполнена такой жизнерадостности, что временами, слушая ее, трудно усидеть на месте: ноги сами устремляются в пляс. Вечер благодаря ей завершился праздничным апофеозом. Молодой по составу оркестр и его наставник немало этому способствовали.