С АКВАЛАНГОМ - НАВСТРЕЧУ ГИБЕЛИ
Они убивали людей в чужой стране за жалкие денежные суммы, за старые мобильные телефоны. Они вели дневник с хроникой совершенных преступлений и планами задуманных. Они могли стать военными моряками, а решили сделаться суперменами. Оставив за собой кровавый след в двух государствах, расправившись с собственными однокашниками, они добились лишь того, что один был попросту пристрелен, а второй ждет своей участи - судить его будет не только суд с прокурором и адвокатом, а целая страна - Эстония.
В самый последний день майских праздников российские выпуски новостей особым разнообразием не отличались, оно и понятно - демонстрации отшумели, деловая и политическая жизнь была в анабиозе, и только таежные пожары продолжали охватывать все большие территории, о чем сообщали ведущие. А соседняя с нами Эстония именно 12 мая повсеместно обсуждала событие, взволновавшее всех - население, полицию, представителей власти. В этот день по всем каналам прошло сообщение - на границе Латвии и Польши задержан бывший курсант петербургского Военно-морского корпуса имени Петра Великого Юрий Устименко. Этого человека обвиняют в совершении серии жестоких убийств на территории Эстонской Республики. Более того, СМИ сообщали, что в республике почти сформировалась банда из курсантов того же учебного заведения.
ПЕТЕРБУРГ - НАРВА: КРОВАВЫЙ ВОЯЖ
...Когда осенью прошлого года в ряде петербургских изданий появилась короткая информация о "банде Телепата", возглавлявшейся Андреем Телепиным - тоже бывшим курсантом, и в дальнейшем о ее разгроме - на эту публикацию вряд ли обратили внимание широкие массы петербуржцев. Бандой больше, бандой меньше, криминальная столица, да и не хочется, читая газету, останавливаться на "чернухе" - сначала дезертирство курсантов, убийство однокурсника, похищение ценных вещей, потом вовсе страшное - убийство старика и его двухлетней внучки... Телепин (Телепат) с бандой, как сообщали, планировал устроить на территории Петербурга 25 террористических актов - с целью запугивания богатых людей, которые в дальнейшем должны были безропотно платить деньги... Эстонские убийства увязывают сейчас с теми петербургскими, а бывших курсантов, зверствовавших в Тарту, Силламяэ, Таллине, причисляют к недобитым остаткам банды.
...В октябре прошлого года Юрий Устименко и его друг Дмитрий Медведев переплыли реку Нарова (как известно, по ней пролегает граница между Россией и Эстонией). К тому моменту, как рассказывают эстонские газеты, они уже находились под подозрением в связях с бандой Телепата. Переход, точнее, переплыв границы был тщательно подготовлен - в Ивангороде они встретились еще с одним экс-курсантом Валентином Олейниковым, который в большой спортивной сумке перенес их вещи через пешеходный пограничный пункт в эстонскую Нарву. По некоторым источникам, и эстонские, и питерские правоохранительные органы подозревают Олейникова в нелегальной переправке людей через границу, но найти его пока не могут... Полиция полагает, что он убит. А Устименко с Медведевым дождались ночи, намазались маскировочной краской и жиром от холода и проплыли под водой в аквалангах и с ластами. "Он организовал бегство в Эстонию так же основательно, как готовил, к примеру, взрыв на улице Роозикрантси 18 марта", - приводит "Постимеэс" слова полицейского чиновника.
7 октября перебежчики остановились на даче отца Олейникова. Сын сказал ему, что убежище нужно для отставших от корабля моряков...
...Совсем недавно полиция получила сведения, что в республику нелегально проникли еще двое сокурсников Устименко и Медведева. Директор центральной криминальной полиции сообщил, что одного из них зовут Руслан, что его через милицию давно пытается найти мать... Это был Руслан Нукреев. В прошлое воскресенье на берегу Наровы нашли его труп, его опознал отец Нукреева. По данным "Ээсти Пяэвалехт", он переплыл Нарову в апреле по договоренности с Устименко и Медведевым, и бывшие однокашники его убили. По всей видимости, погиб еще один проникший в Эстонию курсант - Дмитрий Зелинский. В начале апреля упоминавшегося Олейникова и его друга Василия Зудина видели с Устименко. Скорее всего, их тоже нет в живых... Полиция считает, что "встреча друзей" была организована с целью создать вооруженную банду, о чем-то не договорились, возник конфликт, и Устименко с Медведевым расправились с несостоявшимися подельниками. К этому моменту двое молодых парней (едва за двадцать) прошли страшный путь: буквально - по городам и весям Эстонии - и в переносном смысле - сделались закоснелыми убийцами...
НЕДОУМОК ХОТЕЛ ВО ФРАНЦИЮ
Потрясает жестокость и тупость преступлений по контрасту с полученной от них "выгодой". Убит 45-летний таксист, у него похитили пару сотен крон (1 крона равна примерно 1,75 рубля) и старый мобильник. Последняя деталь особенно поразила эстонское общество - в этой стране мобильный телефон не является признаком роскоши, с ними ходят школьники и пенсионеры... Убит продавец оружейного магазина. Еще одна попытка ограбления такси - водителю удалось спастись. В Силламяэ убит инкассатор - тут уже выручка 50 тысяч крон, ранена в голову женщина. В Тарту за сумму в 1000 крон жизнью поплатилась 51-летняя женщина-продавец. В том же городе ранили в голову 22-летнюю продавщицу продовольственного магазина, у нее взяли 700 крон и снова мобильный телефон. На месте происшествия нашли самодельный пистолетный глушитель с выспренной надписью Predator - хищник. Магазины, склады, такси. Устроили взрыв у оружейного магазина, видимо планируя захват оружия. Что-то похожее на "Черную кошку" из "Места встречи", когда похищали галантерею и продукты... Но в послевоенное время и то и другое имело сравнительно высокую рыночную цену, чего про старые мобильники не скажешь. А считали себя очень крутыми парнями. Устименко с кем-то делился своей "мечтой" - добраться до Франции и попасть в Иностранный легион. Одним словом, опасный и ограниченный недоумок.
Эстония, Петербург и Латвия объединили свои усилия по поиску убийц. Латвия - потому что не исключалось, что, наследив в маленькой Эстонии, убийцы опять рванут через границу - возможно, в Латвию. У них уже горела земля под ногами. Телефоны полицейских комиссариатов раскалялись от звонков граждан, видевших людей с объявленными приметами или слышавших что-то об их появлении в том или ином городе. Народ требовал у властей немедленно найти и обезвредить выродков. И действительно, вскоре их след отыскался в Латвии - в пограничном городе Валка в результате перестрелки был убит полицейский, ранены еще двое и застрелен Дмитрий Медведев. Второй преступник исчез, латыши предположили, что он бежал назад, в Эстонию. На месте перестрелки был найден дневник с наклеенной картой Таллина, на которой обведен оружейный магазин на улице Роозикрантси и фотография места, где были взорваны бомбы. После этого полиция Эстонии начала общегосударственную операцию.
Финал наступил 12 мая. В 20 километрах от города Сувалки польские пограничники задержали человека, назвавшегося Юрием Хабаровым, он был вооружен пистолетом "вальтер". Сначала его взяли под стражу на три месяца за нелегальный переход границы. Но, когда сравнили его фото со снимками, полученными из Эстонии и Латвии, оказалось, что это Устименко.
Скорее всего, судить Устименко будут в Эстонии. Но он объявлен в розыск и в России, и в Латвии...
"ТРЮМНАЯ" ФОРМА И СОН РАЗУМА
Тон публикаций в эстонских газетах - как на русском, так и на эстонском языках - далек от каких-то обвинительных интонаций в адрес русских вообще. Только звучат недоуменные вопросы - каким образом могло получиться так, что в одном из самых уважаемых военно-морских высших учебных заведений Санкт-Петербурга обучались законченные преступники, убийцы?
В самом Морском корпусе имени Петра Великого - шок. Руководство и офицерский состав еще с прошлого года отслеживали информацию о кровавых делах своих бывших подопечных. Устименко, Медведев, еще кое-кто из фигурантов - все из одной группы - ушли с третьего, так называемого контрактного курса.
Предоставляю слово одному из офицеров Морского корпуса - имени его мы договорились не называть:
- В свое время, когда под моим началом было полторы сотни курсантов, на каждого из них я старался добыть ориентировку из милиции, психоневрологического диспансера и так далее. Сейчас не хватает офицеров, воспитателей. Кто хотел бы работать - не может, квартиры в Петербурге нет. И еще другое: как нам их воспитывать? На чем? Мы говорим им: любите Родину, любите Родину - и что дальше?
Здесь есть еще один серьезный момент так называемого блата. Иногородний молодой человек, желающий учиться в Питере, в гражданском вузе будет платить за общежитие, получать мизерную стипендию. В военном вузе он на довольствии и при обмундировании плюс та же стипендия на руки. И вот по всевозможным военно-блатным каналам пристраивают ребятишек...
А вот личные наблюдения за жизнью одного из училищ... Раннее утро. Солнышко светит, травка зеленеет, из-за ограды Нижнего парка слышится журчание знаменитых фонтанов. И вдруг откуда-то издалека:
"Р-рэз, два! Р-рэз, два!" По Петергофу маршируют курсанты училища имени Попова. И в выходной, и в будни, порой раз по пять на дню. И почему-то неприятно: город превращается в плац, при том что за забором территории училища есть свой плац. Иностранцы, вывалившиеся из нарядных автобусов, замолкают в настороженном недоумении. А потом, после маршировки...
Когда-то любому военнослужащему грозило наказание за выход в увольнение на улицы города не в парадной форме. А тут повсюду - на скамеечках с пивом, на детской площадке в обнимку со старшеклассницами - в застиранной "трюмной" форме... Весь город - как казарма. Еще одна сцена. Бульвар. Сидим, отдыхаем и в течение часа наблюдаем, как средь бела дня через стену выкарабкивается один курсант, другой, сразу четверо, насчитали всего 15 человек. До ближайшего магазина и назад, с полными пакетами, под аккомпанемент стеклянного звона...
Когда-то петергофские старушки с удовольствием сдавали квартиры курсантам старших курсов (у них после ужина увольнение, можно не жить в казарме) - все же дисциплина военная, рассуждали они. Теперь часто можно увидеть объявление: "Сдам квартиру. Курсантам не обращаться". Соседи и электрик рассказали мне, как в сданных курсантам квартирах милиция находила наркотики, и просто - как разгромив квартиру, не заплатив за аренду и наговорив по межгороду на огромные суммы, курсанты "исчезали по-английски"... А молодежь поведала, что они вытворяют на здешних дискотеках...
Морскому корпусу очень не повезло - далеко не каждый вуз "может похвастаться" серийными убийцами. Но, похоже, это как лотерея. Тем более что в корпусе сейчас какие-то выводы из случившегося явно делаются. С курсантами активнее работают психологи, на занятиях ребятам рассказывают про Уголовный кодекс, да и дисциплину стараются усилить: три самоволки - и отчисление.
Но взялись-то они не из межзвездного пространства, Устименко и Медведев. С "гражданки" взялись. И не в училище за неполных три года "воспитались" таким образом. Каша в голове, фантазии о райской жизни в почти мифическом Иностранном легионе, уверенность в праве обогащаться за счет человеческих жизней... И убогое представление об этом богатстве - вспомним старые мобильники... Приехав за счастьем в большой город, первые годы они просидели в казарме (с самоволками или без). Реальная жизнь, в которой бок о бок наглядно соседствуют нищета и богатство, большой бизнес и добывание куска хлеба, политика и молодежные тусовки - осталась им незнакома. Интеллектуальная сторона жизни - тем более. Так сон разума порождает чудовищ. А сколько таких чудовищ таится в помраченных мозгах тех, кого мы считаем будущими нашими защитниками...