ЧТО ПРОПАЛО В ВВС

В первой половине февраля среди вороха различных новостей мелькнуло сообщение о том, что на Дальнем Востоке у военных летчиков с одного из боевых самолетов украдена важная часть секретного бортового оборудования. Что чревато для всей страны большими экономическими потерями. Правда, потом этот сюжет дальнейшего развития не получил, необъяснимо пропав из новостных блоков. Однако поскольку никаких официальных опровержений по данному поводу не появилось, то логично предположить, что ЧП все же имело место.

А неуклюже запоздалую реакцию чиновников на утечку нежелательной информации можно отнести к метастазам еще не изжитой совковости. Впрочем, обсуждать врожденные и неистребимые рефлексы нашей бюрократии уже надоело. Гораздо интересней поразмышлять о том, что же все-таки могли украсть с единственного самолета со столь серьезными последствиями для государственной экономики. Летательные аппараты современных Военно-воздушных сил (безразлично - будь-то самолеты или вертолеты) независимо от их специализации и назначения представляют собой сложнейшие и баснословно дорогие боевые комплексы (перспективные образцы сейчас стоят по 50-80 миллионов долларов за штуку), состоящие из систем управления, вооружения, навигации, радиолокации и прочего оборудования, главной составляющей которого является электроника. Ее важнейшую роль можно проиллюстрировать простым примером. Недавно израильские специалисты модернизировали старый российский штурмовик Су-25, оснастив его аппаратурой, соответствующей стандартам НАТО. После чего потенциал "пенсионера" резко возрос, вернув его в строй вполне конкурентоспособных машин. Достаточно сказать, что он приобрел возможность действовать ночью, а в воздушном бою стал способен противостоять истребителям третьего поколения. Это, естественно, сразу же отразилось на рейтинге штурмовика в каталогах мирового оружейного рынка. А Израиль пожнет заслуженные девиденты величиной как минимум в сотни миллионов долларов. Авиация вообще ныне самый дорогостоящий вид военной техники. Но, как показывает практика, в большинстве случаев и наиболее эффективный. Поэтому за секретами чужих ВВС идет постоянная охота. Специалисты наиболее развитых стран не брезгуют услугами спецслужб, интересуюсь новинками даже в стане традиционных союзников. Что объясняется жесточайшей борьбой за покупателя на все том же рынке оружия. А те, кто отстает от лидеров мирового сообщества, пытаются таким образом сэкономить денежки своего неизменно скудного бюджета (в смысле затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). И, как говорится, на халяву приобрести готовенькое, быстро вскарабкаться к уровню новых технологий. В данной связи уместно вспомнить прошлогодний инцидент у острова Хайнань, в результате которого на китайской территории вынужден был сесть поврежденный американский самолет радиолектронной разведки ЕР-3Е. Характерно, что экипаж машины Пекин отпустил домой без всяких проволочек. А вот вокруг возвращения в США летательного аппарата устроил на первый взгляд бессмысленное трехмесячное бюрократическое крючкотворство. На самом деле затяжка времени имела вполне практичное объяснение. Таким способом правительство Китая старалось предоставить своим авиационным специалистам достаточный срок для того, чтобы распотрошить сверхсекретную начинку неожиданно упавшего с неба подарка. В первую очередь, разумеется, систему опознавания "свой - чужой". Но ее не очень сложно поменять. Неприятны лишь финансовые потери, поскольку это удовольствие обойдется в несколько миллиардов долларов - менять ведь придется на всех машинах без исключения. Впрочем, для такой супердержавы, как США, подобные издержки не слишком ощутимы. А вот другие последствия выглядят серьезнее. Изучив новейшую разведывательную аппаратуру, китайцы как минимум приобрели полное представление о параметрах американских средств электронного слежения за кораблями. К тому же навигационный комплекс ЕР-3Е представляет собой "последний писк" такого рода устройств. Поэтому если специалисты Пекина сумеют разобраться в алгоритмах обработки информации, поступающей от первичных датчиков, то в короткие сроки и без существенных денежных вложений обеспечат резкий качественный скачок собственных навигационных систем. А это уже, между прочим, головная боль не только американцев, но и России. Москва и так уже из последних сил удерживает Китай в качестве серьезного покупателя, продавая ему даже то оружие, которым не оснащена еще собственная армия. Но отечественная электроника и в советские годы не шла ни в какое сравнение с западной. А в нынешние времена отставание еще больше увеличилось. Пожалуй, единственное, что на сегодняшний день можно украсть с российского самолета с реально обоснованной надеждой продать добычу за границу, так это систему государственного опознавания "свой - чужой". Как техническая проблема, она, конечно, малоинтересна. А вот в качестве экономической диверсии подобный поступок выглядит серьезно. Мы не Америка. К слову сказать, в не столь уж давние советские времена отечественные ВВС вынуждены были проделывать такую работу неоднократно. Наиболее любопытными выглядят, пожалуй, два случая. Первый, когда в 1969 году Москва в рамках военной помощи отправила в Египет новейшую радиолокационную станцию П-12ПМ. Однако арабы оказались никудышными вояками. Они даже не сумели обеспечить охрану этой РЛС. Израильские десантники прилетели однажды ночью и, подцепив ее к вертолету, уволокли к себе в целости и сохранности. Таким образом эксперты Тель-Авива (а затем и стран НАТО) получили ценный объект для исследования и вскоре детально изучили не только систему "свой - чужой", имевшую название "Кремний-1", но и выяснили, что станция использовалась в СССР для сопряжения с секретнейшими на тот момент комплексами автоматизированного управления ЗРК войск ПВО "Воздух". По результатам исследования с удовлетворением констатировалось превосходство западной техники. Второй случай имел место осенью 1976 года, когда в Японию с базы ВВС близ Владивостока старший лейтенант Виктор Беленко угнал новый советский перехватчик МиГ-25. Японцы с американцами тогда тоже, естественно, не упустили случая подробно ознакомиться с перебежчиком. Тем не менее Москве систему "свой - чужой" все равно пришлось срочно менять на всех летательных аппаратах. Во сколько это обошлось, пока официально не опубликовано. Но с уверенностью можно сказать, что расходы составили такую сумму, которая лишила заветного куска колбасы еще несколько десятков миллионов советских граждан.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.