ИНСТИТУТ БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ
Вчера в Петербурге завершилась Международная конференция, посвященная юбилею петербургской социальной программы "Абилитация младенцев", - первой в нашей стране программы помощи семьям, имеющим маленьких детей с нарушениями развития. Все десять лет ее реализацией занимался Институт раннего вмешательства. Однако это событие омрачено весьма неприятным известием: в связи с реорганизацией медицинских учреждений Центрального района здание, в котором сейчас располагается институт, будет передано детской поликлинике. В продлении аренды отказано, и теперь, если город не найдет другого помещения взамен бывшего, сотрудники института могут оказаться на улице.
Между тем институт - уникальная научно-практическая организация. Именно он выступил инициатором открытия в России, Белоруссии и Украине служб поддержки таких семей, которые в перспективе смогут стать альтернативой специальным закрытым учреждениям (домам ребенка и психоневрологическим интернатам). "Главная задача служб - сделать жизнь родителей и детей-инвалидов более легкой, чтобы они не оказались выключенными из жизни общества, - объясняет Карина Хельм, руководитель службы абилитации Стокгольма. - Например, в Швеции практически каждый такой ребенок живет в семье и посещает обычный детский садик. У нас больше нет таких интернатов, какие созданы в России для малышей с нарушением развития. Процесс закрытия учреждений, конечно, занял довольно долгое время - около 50 лет. Надеюсь, в России это произойдет быстрее".
По европейской программе ТАСИС Санкт-Петербург выбрали основным регионом России, в котором будет развиваться созданная институтом новая система работы с семьями в области раннего вмешательства. Институт создал на основе зарубежного опыта не имеющие аналогов в нашей стране нормативные шкалы психического развития ребенка, адаптированные к российским условиям, которые позволяют правильно оценить уровень развития ребенка и выявить его нарушения. Это совершенно иной подход в отличие от медицинского, который ориентирован на то, чтобы выявить наличие (или отсутствие) у пациента заболевания и поставить пациенту диагноз.
"Развитие ребенка можно скорректировать, поэтому так важны условия, в которых он живет. Вот почему так важно поддерживать именно семью, ведь в интернате дети могут даже не научиться ходить! Самое печальное: 90% малышей, живущих в закрытых учреждениях, - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях, брошенные ими на произвол судьбы, - говорит Елена Кожевникова, директор Института раннего вмешательства. - По нашим сведениям, из 12 тысяч петербургских детей у 20% выявлены незначительные отклонения в развитии. Детей с серьезными нарушениями - около 5%. По международным нормам это немного. К сожалению, эта статистика не может считаться абсолютно верной: она составлена на основе данных тех родителей, которые обратились к нам, так как система активного выявления "проблемных" детей в городе пока еще не работает".
По мнению специалистов, чрезвычайно важно внедрить в практику медучреждений скрининговые исследования: "Медики при обследовании стараются определить, не формируется ли у ребенка какое-либо заболевание. А на отставание в развитии внимание уделяется далеко не всегда. Поэтому требуется скрининг, то есть оценка уровня развития основных функций ребенка, например зрения, слуха, способности к коммуникации, - рассказывает Дина Зелинская, заведующая кафедрой Российской медицинской академии последипломного образования.