МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА: ТАРАКАНЫ И БИСЫ

Концертом филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова (солировал молодой скрипач Илья Грингольц) в Большом зале Филармонии завершился 38-й Международный фестиваль "Петербургская музыкальная весна". Как всегда на концертах Темирканова, был аншлаг. Но вот что любопытно - на целый ряд концертов "Весны"слушателей пришло больше, нежели вмещали залы. И это наша избалованная петербургская публика! И это на фестивале, программа которого большей частью состоит из музыки, написанной в последние годы!

Переполнен был и Дом композиторов во время фестивального концерта 16 мая. Концерт этот был посвящен 10-летию творческой деятельности Молодежного камерного хора Санкт-Петербурга. В репертуаре коллектива, основанного в 1992 году Юлией Хуторецкой, сочинения авторов второй половины ХХ и начала нашего века занимают огромное место. И в большинстве случаев это не "одноразовые" акции, произведения наших современников - петербургских авторов остаются в репертуаре хора надолго. В его исполнении они звучали в Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Японии, Латвии, США. Неудивительно, что у этого коллектива сложился весьма представительный список бисов, из которых и составилась программа. Среди них прозвучали, конечно, и произведения общеизвестные, ориентированные на самую широкую аудиторию - песни и романсы Василия Соловьева-Седого, Вениамина Баснера, Андрея Петрова, в свободных обработках Сергея Екимова стилизованные под эстраду третьей четверти прошлого века. И ленинградская хоровая классика - пьесы Гаврилина, Фалика, Баневича, которые справедливо включают в свой репертуар сотни хоров. И те опусы, по которым, надеюсь, и составят потомки представление об уровне - высочайшем уровне современной петербургской камерной хоровой школы. Магическое дыхание хоров Дмитрия Смирнова и нестареющий, упоительно смешной "Букет" Леонида Десятникова, полные совершенства сочинения Анатолия Королева на стихи Бродского, изощренно-ироничные "Пушкинские эпиграммы" Григория Корчмара, просветленный "Светлый покой" Николая Драницына, ритмически изысканные "Два стихотворения Гумилева" Сергея Екимова - все это имеет шансы остаться и после нас. Во многом - благодаря Молодежному камерному хору. ...20 мая публика, переполнившая Малый зал Филармонии, стала свидетельницей "музыкально-энтомологического экзерсиса" под названием "Петербургский таракан". В тот вечер героями фестивального концерта стали насекомые - существа, внушающие нам порою иррациональный страх, окруженные неким ореолом тайны, их замкнутый, живущий по неведомым нам законам мир. Авторами проекта стали композиторы Ирина Цеслюкевич и Ольга Петрова, а также поэт, художник и вообще лицо разнообразных занятий Ольга Цехновицер. В результате насекомая тема оказалась освещена в музыкальном искусстве весьма разнообразно: рядом с классическими "Тараканом" Шостаковича, "Блохой" Мусоргского и "Полетом шмеля" Римского-Корсакова исполнялись вызывающе неакадемичные "Синие перышки" Александра Кнайфеля, где движение певицы стало частью крошечной партитуры, сатирически-острое "Тараканище" Бориса Тищенко и "Стрекоза и муравей, или Возвышенное и земное" Ирины Цеслюкевич, где солист то свистит, то издает звуки, близкие к нечленораздельным. В соседстве оказались почти трагические, полные сарказма и горчайших прозрений фрагменты "Любви и жизни поэта" Леонида Десятникова - и смешные, граничащие с перформансом пьесы Владимира Сапожникова, и посвященный клопам маленький шуточный пассион Андрея Петрова, и тревожный фрагмент из балета Сергея Баневича "Петербург", превратившийся здесь в поэтичный сюжет о моли, станцованный на фоне филармонической стены "Игуан-танц-театром". Надо заметить, что, несмотря на такую мозаичность, общее качество музыки и исполнения было выдающимся - это относится не только к известным сочинениям, но и к тем, что исполнялись впервые, среди последних оказались таинственно-прекрасная пьеса Юрия Красавина "Музыка цикад" и гармоничная, трогательная поэма Ольги Петровой "Резвится фауна во флоре". Как всегда, превосходные спичи произносил Вадим Жук, прямо из зала в качестве "незапланированных выступлений с места" в концерт ворвались стихотворения Ольги Цехновицер и Бориса Ванталова. А фойе Малого зала несколько дней было "испугано" чудной выставкой петербургских художников, посвященной насекомому миру, который, как выяснилось опытным путем, по-прежнему является для многих из нас источником не только сильных эмоций, но и необъяснимого вдохновенья.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.