СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НА ЧТЕНИЯ НЕ ВЫНОСИЛАСЬ

Еще в конце прошлого года бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Петербурга собирался вынести на обсуждение коллег разработанный в его недрах законопроект "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг при превышении социальной нормы площади жилья".

Тогда благодаря активному сопротивлению комитета, отвечающего за социальные вопросы, проекту так и не было суждено стать предметом для прений законотворцев. По некоторым данным, еще до наступления депутатских каникул бюджетно-финансовый комитет предпримет вторую попытку придать своему детищу статус городского закона. Естественно, нынешний вариант должен учесть все замечания и нарекания, поступившие в его адрес. Начнем с аксиомы, которой руководствовался бюджетно-финансовый комитет: социальная справедливость - штука чрезвычайно важная, и следить за ее соблюдением - наипервейший долг каждого народного избранника. Действительно, нынешняя система оплаты жилья и коммунальных услуг ей никак не отвечает. На сегодняшний день - заключен ли договор социального найма, или вы являетесь собственником квартиры - плата примерно одинаковая. По заверению "коммунальщиков", она окупает лишь порядка 50% реальных затрат за предоставленные услуги. На самом деле заявление весьма спорное: данные множества экспертиз показывают, что дело здесь скорее не в недостатке средств, а в их нерациональном, если не сказать жестче, в неумелом использовании. Но речь не об этом. Существуют еще несколько льготных категорий граждан или даже социальных групп, коим городской бюджет помогает оплачивать даже эти 50%. Вот эти случаи. Во-первых, если ваш совокупный семейный доход меньше прожиточного минимума. В этом случае каждый член семьи будет платить по фиксированной ставке - 0,5 МРОТ. Когда из вашего семейного бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг уходит больше N %, вы также вправе рассчитывать на компенсацию. Здесь следует объяснить, почему в этом месте красуется буква, а не конкретная цифра. Дело в том, что депутаты ЗС ежегодно этот процент меняют. В прошлом году, правда, случился казус. Последние 4 года он оставался неизменным - 15%. Депутаты рассчитывали, что в нынешнем этот показатель возрастет максимум на 2%, до 17%, но... опоздали буквально на несколько дней. По закону заветную цифру на следующий год им необходимо озвучивать до 1 ноября. В 2001 году они это сделали в первых числах месяца. Губернатор не преминул воспользоваться опозданием, решив избавить депутатов от данной миссии. Он самолично установил цифру - 22%. Именно она и была внесена в бюджет. По его заверениям, цифра эта была взята не с потолка, а исключительно по рекомендации федерального правительства. Что, скорее всего, действительно правда. Как известно, основная цель нынешней "коммунальной реформы" - уже через 2-3 года заставить граждан платить все 100% жилищно-коммунальных услуг. Аргументы следующие: ведь платят же на Западе до 50% своего дохода граждане на оплату жилья, и ничего - не ропщут. При этом, проводя подобные параллели, многие не учитывают, что оставшихся денег им хватает отнюдь не только на нашу минимальную прожиточную корзину. Депутатам, правда после длительных баталий со Смольным, удалось снизить эту цифру до 17%, которая и действует на этот год. Именно исходя из нее, изначально рассчитывалась компенсация. Какая она будет на следующий - неизвестно. БЕДНЫЙ БОГАТОГО НЕ РАЗУМЕЕТ, ТАК ПУСТЬ ОПЛАЧИВАЕТ Основная идея законопроекта, повторимся, не вызывает и тени сомнения: сверхнормативная площадь (свыше 16 кв. м общей площади на человека в отдельной квартире и 12 кв. м жилой площади на человека в коммуналке и общежитиях) должна оплачиваться по полной программе, по экономически обоснованным (правда, непонятно кем) тарифам. Фактически это условие коммерческого найма (разве что без 5-летнего ограничения права пользования). По замыслу авторов законопроекта он должен был заставить дополнительно раскошелиться примерно 20-25 тысяч человек. Это люди, имеющие две и более квартиры. В качестве примера приводилась Москва, где, если скажем у одного человека более 40 кв. м общей площади, все "лишние" оплачиваются им по полной стоимости. Другая категория граждан - это инвалиды, обладающие одними, но многометровыми хоромами. Они вроде тоже не обеднеют, заплатив в 2 раза больше. Но если начать разбираться, то выяснится, что все не так-то просто. Если данный законопроект вступит в силу, то "обиженными" окажутся как раз малоимущие слои населения. Во-первых, прежде, чем принимать закон, необходимо провести инвентаризацию жилого фонда города и установить всех собственников, обладающих несколькими квартирами. Наверное, будет логично, если бюджет будет брать на себя оплату 50% платежей лишь по одной квартире. Дальше начинаются сложности. Предположим, вы, одинокий пожилой человек, проживаете в квартире с излишком площади. Так что же, теперь вам придется платить дополнительную квартплату независимо от материального положения? При этом не будут учитываться ни ваши заслуги, ни состояние здоровья, ни качество дома, где вы проживаете (сравнивать условия жизни в "сталинском" и "хрущевском" доме нелепо). Переезд в более скромную квартиру для многих пожилых людей процесс весьма болезненный - менять привычную обстановку крайне тяжело. Любой враг подтвердит: для пожилого человека переезд - это тяжелый шок, пережить который не все в состоянии. Кроме того, всем хорошо известно, сколько сейчас мошенников "трудится" на риэлторском рынке. Кто может гарантировать, что эти люди не станут очередными жертвами, кто сможет гарантировать безопасность сделки по обмену площади (кстати, обменный фонд в городе по-прежнему отсутствует). Может быть и другая ситуация. Вы являетесь обладателем большой квартиры в центре, но, учитывая ее месторасположение (флигель в глубине двора), плохое состояние дома (полуаварийный, без капремонта), выручить за квартиру приличные деньги практически нереально. В случае вынужденного переезда вы много потеряете. Предложений по усовершенствованию закона множество. Это и установление определенного переходного периода, скажем, в год, в течение которого за излишки платить будет не надо. За это время люди смогут прикинуть свои материальные возможности по оплате жилья. Кроме того, надо ввести систему, при которой человек, подавший заявление в государственный орган о замене его жилплощади на меньшую, опять же все время, пока идет подбор вариантов, будет платить по прежней ставке. Кстати, пока неясно, какая структура этим обменом будет заниматься. Явно, что она должна быть государственная. Возможно, эти функции на себя мог бы взять "Горжилобмен", существующий в статусе ГУ при комитете по жилищной политике. "В любом случае, пока все эти нюансы не будут учтены, закон принимать ни в коем случае нельзя", - уверена председатель "социального" комитета ЗС города Наталья Евдокимова. Учел ли все эти моменты бюджетно-финансовый комитет при разработке новой версии закона, станет ясно, как только он будет представлен на обсуждение в профильные комитеты Мариинского дворца.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.