ВЕК ПРЕДЛАГАЕТ ВАКАНСИИ
Их уже очень много - профессий в интернете. Будет еще больше, потому что возникающий на наших глазах Мир требует собственных строителей, дворников, учителей и так далее, за исключением, пожалуй, политиков.
ТРУЖЕНИКИ ПОЛЕЙ
VOL#2, SUBJ: [ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ]
[ конфликтолог ] [ pr-менеджер ] [ рестлер ] [ веб-программист ] [ менеджер интернет-проектов ]
[ стриптизерка ] [ специалист по промышленному шпионажу ] [ профессиональный боксер ]
[ психоаналитик ] [ нейл-дизайнер ] [ клипмейкер ] [ ди-джей ] [ генетик ] [ сюрвейер ] [ системный администратор ]
ПРОФЕССИЯ:
КОНСУЛЬТАНТ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ:
Владимир Бронников, генеральный директор компании SPN DIGITAL
Возраст: 48 лет
Образование: Ижевский технологический институт; экстернат биолого-почвенного факультета ЛГУ. Кандидат технических наук. Специалист по информации в технических и биологических системах.
Стаж работы в данном виде деятельности: 6 лет.
Семья: женат, трое детей.
Хобби: изобретение интеллектуальных игр.
Цитата: "Интернет-бизнес из области креативных идей и энтузиазма перешел в стадию реальных финансовых потоков".
Образ: интеллектуальный гурман, адаптированный к рынку; игрок, более увлеченный процессом игры, нежели ее результатом. Ярко характеризует этого человека проведенный им несколько лет назад юридический эксперимент по попытке запатентовать на свое имя игру в шахматы - на пару с реальным ноу-хау.
Профессия:
веб-программист
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ:
Никита Семенов, веб-программист фирмы "Отечественные интернет-технологии"
Возраст: 25 лет.
Образование: незаконченное высшее экономическое; курсы веб-программирования ЛИТМО.
Стаж работы в данном виде деятельности: 1 год.
Семья: не женат.
Хобби: музыка, интернет.
Цитата: "Интернет с самого начала поразил возможностями: вот сегодня ты что-то делаешь, и уже завтра все это могут увидеть и оценить".
Образ: молодой, продвинутый.
Мир даже не заметил, как изменился. Он и не думал наблюдать за таким пустячным делом, как совершенствование счетных машинок. Кто же знал, что эти машинки досчитаются до того, что превратятся в компьютеры и объединятся в Сеть. Под носом у Мира родилось нечто, отдаленно напоминающее его самого. Нечто такое, для чего главное мировое утверждение - утверждение того, что есть "на самом деле" - имело весьма относительный смысл. Новая реальность, реальность интернета.
Если Миру еще только предстояло смиряться с тем, что информация все больше определяет его судьбы, то в новой реальности вообще ничего, кроме информации, не было. Если в Мире только-только начали осознавать важность не только дел, но и имиджей дел, то в интернете вообще ничего, кроме имиджей, кроме представлений, кроме проекций сознания, не было.
Новый призрачный мир - тень настоящего - стал развиваться по своим законам. Его атомом, его элементарной единицей стал "клик" - щелчок компьютерной мыши. Клик - минимальная порция человеческого внимания - главная разменная монета интернета, энергия, которой он живет и развивается. Чем больше кликов - тем выше статус реальности его призрачных объектов.
Так артефакт эволюции счетных машинок накликал себе на службу десятки тысяч людей. Родились новые профессии, Джон Смит и Иван Петров стали ходить на работу в одну и ту же иную реальность. Реальность информационных полей.
СУТЬ ПРОФЕССИИ
Их уже очень много - профессий в интернете. Будет еще больше, потому что возникающий на наших глазах Мир требует собственных строителей, дворников, учителей и так далее, за исключением, пожалуй, политиков.
Условно интернет-специальности делятся на вершителей и исполнителей: на тех, кто призван решать конкретные задачи, и тех, кто эти задачи ставит, кто определяет цель и логику сетевых проектов. Сделать сайт сравнительно нетрудно, были бы деньги. Этим занимаются, создавая молчаливую плоть интернета, веб-программист и веб-дизайнер (есть несколько узких специализаций этих профессий). Заполняет эту плоть обновляющимся текстовым содержанием контент-девелопер (такие люди есть и у нас, но такое название используется, кажется, только в Москве). Технические основы существования сайта, аппаратное обеспечение поддерживает веб-администратор.
Сделать сайт нетрудно, труднее понять - зачем. Над этим думают менеджер интернет-проекта и веб-маркетолог. Они разрабатывают общую концепцию сайта, которая потом адаптируется до четкого технического задания для исполнителей. Иногда для сложных решений на уровне кибернетических схем и бизнес-идей привлекается консультант интернет-проектов. Это высший уровень в иерархии мозгов всемирной Сети.
ИСТОРИЯ
Начало бурного развития рунета - русскоязычного сектора всемирной Сети - принято связывать с 1996 годом, хотя сам домен RU появился на два года раньше. Первые технари-программисты, овладевшие новой технологией, в эйфории от открывшихся возможностей творчески самовыражались и убеждали бизнесменов "открыть собственное окно в интернете". Многие соглашались, но немногие понимали - ради чего. По оценке нашего сегодняшнего героя Владимира Бронникова, примерно 90% российских сайтов - это сайты мертворожденные. Их делали веб-программисты, получали свои деньги от заказчика, и все благополучно забывали о содеянном. Через полгода, самое большее - год сайт умирал. Сейчас в рунете, по оценкам Рамблера (одно из крупнейших интернет-агентств), 345 тысяч сайтов, но только 85 тысяч из них являются активными, то есть на них хоть кто-то иногда, да заходит.
Со временем, однако, участились попытки зарабатывать деньги с помощью интернета. Самый простой на первый взгляд способ - реклама. Логика проста: если наш сайт посещаем, то мы можем претендовать на размещение чужих рекламных объявлений и получать за это деньги. Срабатывает эта логика редко, да и то только в самое последнее время. Слишком мала пока еще аудитория рунета, разные оценки которой колеблются около цифры 5 миллионов пользователей, что составляет примерно 3,5-4% населения. Как считает Владимир Бронников, говорить об интернете как о серьезном рекламоносителе можно будет тогда, когда эта цифра достигнет 20%. Величина российского рекламного рынка в прошлом году оценивалась в 12 млн долларов. При том, что процентов 80 этой суммы приходится, как обычно, на Москву, цифра просто смешная. Особенно если сравнивать ее с рынком традиционных СМИ. Впрочем, уже сейчас существуют успешные рекламные проекты в рунете, нацеленные на узкую целевую группу потребителей. А в Петербурге, по оценке агентства "Гортис", имеют доступ в интернет 685 тысяч человек, или 19% населения. Перспективы есть.
Более успешны в коммерческом отношении некоторые магазины интернет-продаж. Самый известный из них - ozon.ru - в прошлом году наторговал на 1,5 млн долларов. Общий объем продаж в рунете приближается к 50 млн. В основном этим занимаются сайты, построенные по схеме b2c ("бизнес для потребителей", для физических лиц - формула из языка Сети). Крупные сделки на уровне поставок леса или нефти пока не характерны для рунета - не готова инфраструктура (проблемы, относящиеся к сфере логистики, страховании сделки и т. п.). Хотя и здесь уже делаются первые шаги.
Как считает Владимир Бронников, сегодня при создании коммерческого сайта первичной должна быть бизнес-идея, а не творческий порыв или ориентация на моду. Выход в интернет в идеале должно предварять маркетинговое исследование, просчитывающее выгоды, затраты и схему, по которой компания должна использовать свой новый информационный ресурс. При этом проект может быть рассчитан на аудиторию в несколько десятков единиц. И быть при этом успешным, в том случае, если эти единицы - поставщики компании или ее дилеры. Таких проектов, построенных по схеме b2b ("бизнес для бизнеса") все больше в российской Сети.
КТО И ОТКУДА?
Владимир Бронников: "В интернет-бизнес люди приходят из самых разных сфер. Желательно, конечно, чтобы у них при этом было базовое техническое образование. Дальше - учатся на ходу, по мере накопления опыта, учатся у тех, кто пришел в этот бизнес раньше".
Никита Семенов: "Поначалу я просто играл за компьютером, был, как говорят, типичным геймером. Потом открыл для себя интернет и был поражен возможностями для самовыражения и бизнеса. Это и определило выбор занятия. Примерно половина моих друзей и коллег - самоучки, остальные закончили соответствующие факультеты технических вузов. В основном это молодые люди, ничего общего не имеющие с типичным образом программиста - дистрофичного очкарика, проводящего за монитором сутки напролет. Можно сказать, что веб-программирование - это специфическая культура, со своими предпочтениями в музыке, моде и экстремальном спорте. Да и кто, как не веб-программист, будет смеяться над такой, например, формулой: /bb|[^b]{2}/ - это написанная на одном из языков Сети фраза "Быть или не быть?". Или кто, кроме веб-программиста, наденет футболку с надписью RTFM? Это расшифровывается как Read the fucking manual - специфическая фраза, отличающая человека Сети, что-то вроде "Не задавай глупых вопросов".
ПЛЮСЫ
Мы проанкетировали учеников 9-10-х классов 98-й школы нашего города на предмет их отношения к новым профессиям. О результатах - в одной из будущих публикаций этого цикла, а сейчас - главное. Профессию веб-дизайнера (веб-программиста) знают почти все школьники (при том, что они порой не знают других, куда более просто для взрослого уха звучащих названий). Более того, эта профессия с большим отрывом (у мальчиков чуть больше, чем у девочек) лидирует по сумме предпочтений (интерес, зарплата, значимость и т. д.). О чем это говорит? Правильно - о модности и престижности профессии, которые совпадают с ее объективной востребованностью, что нечасто случается.
Владимир Бронников: "Консультирование интернет-проектов и управление ими позволяет задействовать все, что человек знает, все его возможности и способности - логические, творческие, коммуникативные. Это своеобразный интеллектуальный кайф".
МИНУСЫ
Никита Семенов: "Очень много информации. Слишком много - от нее трудно защищаться. И еще - случается, что в Сети у человека складывается несколько иная модель поведения, нежели в реальности. При долгой работе в интернете эти модели начинают путаться, что не всегда приятно".
Владимир Бронников: "Очень много нужно учиться для овладения этой специальностью. Причем учиться на своем опыте, на своих ошибках - в учебниках этого не прочтешь. И еще - как и любая другая творческая работа, работа в интернете не дает шанса забыть о себе ни на минуту, не позволяет отдыхать и расслабляться".
РЕЗЮМЕ
Поначалу бизнес в интернете был смешон: как дети обмениваются стеклянными шариками, так адепты Сети продавали друг другу программные продукты для написания новых программ. Улыбки сползли с лиц у наблюдателей, когда вслед за стеклянными шариками двинулись реальные деньги. Скептики растерялись окончательно, когда через эту странную игру стало размениваться все, что считается ценным во взрослом мире: нефть, машины и репутации. Теперь взрослые умоляют детей научить их правилам обмена стеклянных шариков.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Наталья Матусова,
менеджер по развитию бизнеса компании Kelly Services (подбор персонала):
- Самое большое количество новых специальностей появилось в последнее время именно в сфере высоких технологий. Это яркий пример соответствия рынка вакансий требованиям новой технической реальности. Объем новых знаний, новой информации таков, что, как говорит наш специалист по рекрутингу специалистов в сфере высоких технологий, последние пять лет можно сравнить со всей предыдущей историей человеческой цивилизации.
Если пять лет назад мы могли получить от клиента заказ на должность "программист" и спокойно его выполнить, то теперь такая формулировка будет означать только начало нашей работы: программист, но какой именно?
Специализированы языки программирования, особняком стоит интернет-программирование. Если говорить о телекоммуникациях, то там очень широкое распространение получили специалисты по IP-телефонии (телефонная связь по протоколу интернета. - Ред.). Востребованы специалисты по компьютерным базам данных - сейчас все крупные компании организуют таким образом свои информационные массивы. Причем базы данных тоже разные и по-разному могут использоваться. В основе этого ветвистого дерева специальностей - системный администратор, самая массовая и самая простая профессия. Нужда в ней возникает в любой фирме, где есть хотя бы пять компьютеров, объединенных в локальную сеть.
Оценить специалиста в сфере компьютерных технологий крайне сложно - стандартное резюме в этом случае почти ничего не скажет. Существует множество нюансов - что конкретно человек умеет, какие конкретно задачи он призван решать. Соответственно ножницы зарплат в этих профессиях велики, как нигде. Специальность одна, например веб-программист, но зарплаты могут колебаться от 200 долларов до 1000 только из-за того, скажем, знает человек флэш-технологию или нет.
Все эти профессии сейчас очень востребованы на петербургском рынке труда в отличие от, к примеру, профессии PR-менеджера, потребность в которой характерна для более зрелых рынков - московского например. Высокий спрос на специалистов в сфере высоких технологий уже сейчас вполне компенсируется предложением: рынок образовательных услуг отреагировал оперативно.