ОБЛАВА НА "ЗАЙЦЕВ" ПО ЛЕТНЕМУ ГРАФИКУ
Со 2 июня наша железная дорога переходит на летнее расписание. Одновременно железнодорожники решили существенно ужесточить требования к безбилетным пассажирам. По новым правилам штраф будет взиматься в сумме 100 рублей плюс стоимость билета.
Итак, на федеральной железной дороге лето. Очереди к железнодорожным кассам и сакраментальное "билетов нет", несмотря даже на дополнительные поезда: к "пику" перевозок подготовлено две тысячи вагонов, кроме того, существует резерв подвижного состава - около 800 вагонов, который будет "введен в дело" в августе, когда ожидается массовый наплыв пассажиров. Толпы, штурмующие электрички перед выходными и вечером по воскресеньям. Два-три часа до родных шести соток или дачи - стоя, в стесненных (в прямом смысле) условиях, без туалета и с запретом курения в тамбуре.
Конечно, железнодорожники не дремлют. Практически решена проблема дефицита проводников - ими станут более 1800 студентов питерских вузов. Они же будут работать и в билетных кассах (146 для продажи билетов на поезда дальнего следования и 329 - на пригородные электрички). Но на ряде станций нет бесплатных туалетов, а платные работают только до 22 часов. А кое-где их нет вообще - видимо, по мнению руководства железной дороги, пассажиры - этакие бесплотные создания... Впрочем, даже начальник петербургского филиала "Транскома" Александр Карамышев признал, что уровень сервиса в его "епархии" далек от современных требований.
Что касается дальних поездов, то тут есть и вагоны СВ, и купейные "повышенной комфортности". Но тарифы в эти райские кущи не всем по карману в регионе со средней зарплатой около 100 долларов. Поэтому большинству населения остается "пониженная комфортность" безтуалетных электричек. Так что росту количества "зайцев" удивляться не стоит. По информации железной дороги, только в апреле 2002-го ревизоры зафиксировали 140 тысяч случаев безбилетного проезда на пригородных линиях.
Ревизоры будут работать по-новому. С одной стороны, будет повышен контроль за теми, кто берет деньги без выписки квитанции, а с другой - зарплата контролеров будет напрямую зависеть от суммы штрафов, полученных с безбилетных пассажиров. Поэтому нам предстоят баталии в духе известного детектива "Полиция, полиция, картофельно пюре" (если помните, там к одному проверяющему приставляли другого, к другому - третьего и т. д.). Но многие все равно предпочтут получить от опасной подвыпившей компании пассажиров по 5-10 рублей, вместо того чтобы получить по голове. Известно, что контролеры в последнее время пассажиров побаиваются.
Но не все так печально в этой жизни: есть и положительные моменты. Так, Октябрьская железная дорога вводит дополнительные и длинносоставные 10-вагонные поезда на трассах, связывающих Петербург с районами крупных садоводческих массивов. Летом усиливается движение на Лужском, Киришском, Волховстроевском направлениях, причем в предвыходные и выходные дни. Сохранятся все поезда на участке Зеленогорск - Приморск - Выборг, но вместо дизельных поездов, списанных из-за полного износа, на линию выйдут электрички на тепловозной тяге. Будут сохранены и составы на перегоне Финляндский вокзал - Пупышево для доставки пассажиров из района Ржевка - Пороховые до садоводств. А на четырех парах электропоездов с вагонами повышенной комфортности петербуржцы смогут добраться до Выборга, Новгорода и Пикалево.
Бесплатную информацию о расписании движения пригородных электричек можно будет получить после 3 июня с 9 до 17 часов по телефону горячей линии: 168-7900.