"МОСТ" УЦЕЛЕЛ
Про "Музыкальный мост Санкт-Петербург - Бостон" год назад писало "НВ". Тогда в Питер приезжала и в разных амплуа себя проявила солидная группа американских музыкантов. Ответный визит был запланирован на осень. Но произошла трагедия 11 сентября, и участники вояжа решили, что он будет отменен. Коллеги из Бостона, однако, настаивали на выполнении договоренности, и большая часть группы, включая многочисленных студентов Консерватории, композиторов и исполнителей, а также автора этих строк, приглашенного для чтения лекций в Бостонском университете, отправилась за океан. Принимали нас на редкость радушно, а встречи оказались для обеих сторон интересными и полезными. И вот гости из США снова навестили нас.
И на этот раз Дни Бостонского университета в Санкт-Петербурге были многожанровыми. В концертах прозвучали сочинения видных композиторов, связанных со школой искусств этого гигантского учебного заведения, - Лукаса Фосса, Брюса Мак-Комби, Чарльза Фассела - присутствие последнего на камерном вечере, где впервые у нас исполнялось его Фортепианное трио, придало этой премьере дополнительную торжественность. Видный ученый в области эстетики и музыкознания Джеймс Шмидт выступил с очень интересным докладом на конференции, которую проводил Союз композиторов Петербурга, и с лекцией в Российском институте истории искусств.
Своеобразный парад молодых певцов состоялся в Шереметевском дворце. Вместе с вокалистами из Академии Мариинского театра тут продемонстрировали свои дарования и умения солисты Оперной студии Бостонского университета - сопрано Джорджия Пикетт, меццо Элизабет Пицци и бас-баритон Дэвид Крауфорд. А художница Дебора Корнел, возглавляющая мастерскую гравюры на факультете изобразительных искусств Бостонского университета, рассказала собравшимся на ее лекцию в Художественно-промышленной академии о современном этапе в развитии жанра американской гравюры. Выставка ее работ была открыта в Центре современного искусства на Невском, 60.
Своего рода символом сотрудничества и дружбы деятелей искусства двух замечательных городов стал заключительный концерт, проведенный в Эрмитажном театре. Тут встретились для совместного музицирования два талантливых ансамбля: Струнный квартет Бостонского университета в составе - Даниил Хан, Жонглинг Ли, Марк Холлоуэй и Патрик Оуэн и Невский струнный квартет - Татьяна Разумова, Анна Чижик, Владимир Быстрицкий и Дмитрий Хрычев. Сначала петербургские музыканты (с привлечением еще нескольких инструменталистов) исполнили изобретательную пьесу Мак Комби "Приветствие" ("Шестьдесят тактов для Кшиштофа"), сочиненную к 60-летию К. Пендерецкого. Затем бостонцы - с трогательной чистосердечностью и юношеским запалом - сыграли струнный квартет № 1 Чарльза Айвза, первое крупное сочинение выдающегося основоположника новой американской композиторской школы.
Далее было, пожалуй, самое интересное: премьера Струнного квартета Андрея Петрова, написанного недавно, в апреле 2002-го, по предложению Бостонского университета специально для этого концерта. Новый опус - несомненная удача знаменитого нашего мастера. Гаммообразная тема, проходящая сквозь сочинение, ассоциируется с упражнениями, которые старательно играют обучающиеся музыке ребята, - чуть наивная и трогательная, она становится звучащим олицетворением детства. Тема эта развивается, "взрослеет", преображается, но все же постоянно подтверждает, что она "родом из детства". Музыканты из далекого Бостона прониклись духом этой музыки (столкновение доброты и агрессивности, запечатленное в ней, так актуально нынче и для Америки!) и играли ее с воодушевлением.
После того как петербуржцы мастерски интерпретировали классический Первый квартет Чайковского, их американские коллеги снова вышли на сцену, чтобы, присоединившись к ним, совместным исполнением Прелюда и Скерцо Шостаковича в праздничном духе завершить вечер.
Итак, к радости профессионалов и меломанов обоих мировых культурных центров, "Музыкальный мост Санкт-Петербург - Бостон" продолжает существовать благодаря прежде всего поддержке его нью-йоркским Фондом взаимопонимания и руководством Бостонского университета, а также энтузиазму профессора этого университета Людмилы Лейбман (выпускницы Ленинградской консерватории), инициатора и руководителя проекта. На днях в Бостон вылетают Андрей и Ольга Петровы для подготовки предстоящего показа их мюзикла "Капитанская дочка" в зале тамошней Консерватории.