БОЛЬШАЯ ОХОТА ЗА СКИДКАМИ
Объявление во всю огромную витрину гласило: "Распродажа! Скидки до 90%!" Я тут же влетела в магазин. Даже не оглядевшись толком - что, собственно, продают в этом бутике, - потребовала у огорошенных продавщиц: "Покажите мне то, на что у вас скидка 90 процентов. Я хочу это купить!" Увы, такой вещицы, даже сущей безделицы, не оказалось. Честно говоря, я так и думала: объявления о скидках и распродажах в петербургских магазинах часто бывают... не совсем точными.
ИХ ОПЫТ
Во всем мире распродажа не просто возможность для магазина продать залежалый товар, а для обывателя - купить что-нибудь приличное по низкой цене. Распродажа - это традиция, пронизанная весьма демократичным духом, когда дорогущие вещи становятся вдруг доступными студентам и многодетным мамашам. Когда у самой обычной женщины с весьма скромным годовым доходом появляется возможность и вполне уважительная причина заглянуть в бутик и примерить именное платье.
Распродажа - это экшен. Действо, в котором с удовольствием и азартом принимают участие также весьма обеспеченные люди, не считающие для себя зазорным купить за полцены то, что вчера стоило в полтора раза дороже.
В Великобритании очередь в универмаги выстраивается уже накануне распродаж. В Финляндию на традиционные распродажи наши предприимчивые туристические фирмы ежегодно вывозят любознательных петербуржцев. О распродажах все знают загодя, и в этом деле никто никого не обманывает.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
У нас все иначе. Забавно наблюдать, как вместе с вывеской владельцы едва открывшегося магазина вешают объявление: Sale. Получается: товар буквально вчера завезли и сразу распродают. Пытаясь привлечь покупателей, хозяева не задумываются об имидже своего заведения. Ведь либо этот магазин для того и открылся, чтобы продавать второсортную продукцию, не пользующуюся спросом, либо объявление о распродаже - вранье, а врать нехорошо. Разумеется, на бирках не будет зачеркнутых или заклеенных яркими полосочками цен: продавщицы начнут уверять вас, что указанная цена уже со скидкой.
Впрочем, о скидках лучше не заикаться вовсе. Как только вы о них спросите, продавцы потеряют к вам всякое почтение. В большинстве петербургских магазинов при покупке товара со скидкой вы лишаетесь не только гарантии на товар, но и права на более-менее приличное обслуживание. Испытано на себе - я заходила в магазины и с порога спрашивала: "Где у вас одежда со скидкой?" Если не верите - проверьте: девушки меняются в лице и брезгливо показывают пальчиком: вот там, в углу (или в последнем зале, или в полуподвальном помещении). Трудно не вспомнить финские, шведские, немецкие магазинчики и универмаги, выставляющие на самое видное место товар, продающийся со скидкой. Чаще всего эти вещи будут и вовсе выставлены у входа в магазин или отдел - чтобы никто не мог пройти мимо.
Еще один замечательный ответ, услышанный мной в магазине известной отечественной фирмы, продукция которой рассчитана на среднего покупателя: "А у нас все вперемешку". Чтобы выбрать подходящий пиджак по сниженной цене, нужно пересмотреть весь ассортимент. Но это справедливо: раз вам денег жалко, то хоть время потратьте.
Одна из продавщиц обязательно проследует за вами, но ни за что не спросит, что конкретно вас интересует и какой вам нужен размер. Ее задача в данной ситуации - не помочь выбрать подходящую модель, а посмотреть, как бы вы ничего не украли. Очаровательные продавщицы считают себя великими психологами и моментально оценивают вашу платежеспособность: раз интересуетесь дешевыми вещами, значит, вы уже не респектабельная дама из высшего общества и вполне можете что-нибудь украсть. Логично?
Кстати, на месте владельцев магазинов (если они, конечно, действительно заинтересованы в реализации товаров) я бы проводила с сотрудниками специальные тренинги: как не распугать покупателей. Ведь многие просто боятся зайти в дорогой магазин, хотя и могли бы позволить себе прикупить пару вещиц со скидкой.
Под пристальным и осуждающим взглядом очень быстро становится неуютно. Да и искать неудобно: все "свалено" в одну кучу, причем тут же могут оказаться и вещи без скидки. Откапываю я в одном магазинчике на Невском среди импортных уцененных шмоток маечку за 850 рублей отечественного производства. Над вешалкой висит объявление о скидке на 50 процентов, а на ценнике никаких исправлений. Спрашиваю у продавщицы о новой цене. "А на это изделие нет скидки. Мы просто все дешевое рядом повесили". Вот вам и Карден за полцены.
Кстати, вы можете сказать, что и в Европе нередко на распродажах вещи не то что не очень аккуратно висят, а вообще валяются в больших корзинах. И никто не церемонится с покупателями. Соглашусь: речь идет о товаре, цена на который снижена до нескольких долларов. У нас таких цен на распродажах просто не бывает. Поэтому очень хочется, чтобы блузку за 120 долларов продавали вежливо и с улыбкой - пусть даже прежде она стоила триста.
МАЛЕНЬКОЕ АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО
Подобное пренебрежение к тем, кто хочет приобрести товар по сниженным ценам, абсолютно не понятно. На месте продавцов я бы уделяла усиленное внимание как раз тем, кто приходит за скидками. Если человек спрашивает о распродаже, значит, он зашел не из праздного любопытства и готов сделать покупку. К тому же именно из желания сэкономить покупатель, польстившись на скидки, неожиданно для себя может потратить приличную сумму. Именно на это делают ставку европейские и американские торговые и производственные компании, объявляя распродажу. И именно поэтому в большом универмаге маленького американского городка Миннеаполис (штат Миннесота) продавцы задержались на полтора часа после закрытия, пока мы с подругой выбирали себе одежду. Нас, как детей, радовали яркие оранжевые надписи Sale на каждом этаже огромного магазина. Мы переходили из отдела в отдел, скупая костюмы и сарафанчики. А продавщицы вежливо подбадривали нас, искренне соглашаясь, что "больше нигде такой очаровательный свитер за 80 долларов не купишь". Мы попали туда в межсезонье, когда было необходимо освободить место для новых коллекций и цены действительно оказались снижены в несколько раз абсолютно на все товары. На уровне сервиса снижение цен не отразилось, и две благодарные покупательницы из далекой России существенно помогли "очистить помещение".
Если позволите, я не буду называть сумму, которую мы на двоих оставили в таком славном местечке. Замечу лишь, что после этого шопинга нам пришлось прикупить по чемодану и больше не заглядывать ни в один магазин.
СКИДКИ НАМ НЕ ПО КАРМАНУ
В питерских универмагах такого праздника вы не дождетесь. Представители отечественной торговли считают, что серьезные скидки и распродажи позволить себе не могут. "Скидки мы делаем, когда есть для этого средства", - объяснили мне в "Пассаже". Например, здесь проводилась акция со снижением цен на все товары к Дню работника торговли. Кстати, вы знаете, когда этот день? Такова еще одна особенность отечественных распродаж: у нас они не связаны с окончанием сезона. Их скорее приурочат к какому-нибудь совершенно локальному празднику, например к Дню работника торговли или легкой и текстильной промышленности. Покупателю такой график неудобен, но кто же его спрашивает.
Идеологически выверенные поводы для распродаж выбирает и фирма "Первомайская заря" - кроме профессионального праздника это День рождения города и распродажи, приуроченные к Дню знаний. Впрочем, сегодня эта компания - одно из немногих предприятий в Петербурге, создающих традицию. Ярмарки-распродажи уже стали привычными для горожан, которые за месяц звонят на фабрику, чтобы уточнить, состоится ли нынче праздник с конкурсами для детей и полевой кухней для всех желающих. Одежда продается со скидкой до 60 процентов. Насколько эти акции выгодны для "Первомайской зари"? "Запасы на складе - это тоже неправильно. Поэтому дважды в год мы обязательно проводим распродажи в наших магазинах, а в течение лета готовы организовать не меньше восьми таких акций", - говорит менеджер по PR Александра Чесанова.
НЕ ПРОПАДЕТ НАШ СКОРБНЫЙ ТРУД!
Последним на моем пути оказался магазин, где продается продукция Hugo Boss. В зале одни продавцы, я единственный клиент. И вдруг: "Распродажа? В середине июня. Сначала снизим цены на 15 процентов, потом на треть и даже вполовину. Вот визитка, позвоните и обязательно приходите". Я, наверное, раз сто сказала спасибо. И путешествие свое на этом решила приостановить, чтобы не испортить впечатления.
Значит, господа, надежда все-таки есть. И пусть только в четырнадцатом (!) магазине ко мне отнеслись как к долгожданному гостю, повод для оптимизма очевиден. Предлагаю не останавливаться на достигнутом и активнее воспитывать владельцев петербургских магазинов и бутиков.
Что следует делать? Прежде всего не бояться и не стесняться: мы клиенты. Смелее заходите в магазины и просите показать, что продается со скидкой. Настаивайте на консультации продавца, если вам нужна помощь. Выясняйте, когда начнутся распродажи, и обязательно приходите. Честное слово, при невероятных наценках в наших бутиках и магазинах скидки - это единственная возможность купить вещь по цене, которая хотя бы приблизительно соответствует качеству.
Кстати, не теряйте бдительности. Вещи, проданные со скидкой, не имеют гарантии. И не бойтесь выступить инициатором пусть даже маленькой распродажи: если вам приглянулся пиджачок с оторванным хлястиком или пуговицей, настойчиво (но только вежливо) требуйте персональной скидки.
И тогда, кто знает, может, и к нам начнут привозить туристов из соседних стран - на распродажи. И во всем мире узнают, когда в Петербурге празднуют День работника торговли.