НЕ ЗАБИВАЙТЕ СВАИ В МОЮ СПАЛЬНЮ!

В Петербурге - новая эпидемия: то в одном, то в другом районе города отмечаются ее "вспышки". Симптомы одинаковы, течение болезни - разное, лечение - непростое и с переменным успехом. Имя этой болезни - строительная лихорадка.

Начинается она везде одинаково: жильцы узнают, что некий инвестор при одобрении городских властей вознамерился у них во дворе что-нибудь возвести. То ли автостоянку на месте детской площадки, то ли подземный гараж на месте привычного сквера, то ли новый многоэтажный дом, загораживающий солнце тем зданиям, которые стоят здесь уже не один десяток лет. Инвестора, старающегося влезть внутрь жилого квартала, понять можно. Ведь куда проще и дешевле "сесть" на существующие инженерные коммуникации: трубы водоснабжения, газоснабжения и канализации, энергетические кабели, телефонные сети, - чем тянуть все это к строительной площадке, расположенной на соседнем пустыре. Граждане, которым совершенно не улыбается появление нового объекта, начинают возмущаться, собирают подписи и митинги - и убеждаются, что их мнение или никого не интересует, или... якобы уже учтено. Так, в Кировском районе на Дачном проспекте уже давно идет "война" жителей с ЗАО "Жилстройинвест", упорно желающим построить новый дом в опасной близости к существующему. В ответ на запрос депутата Государственной думы Игоря Артемьева, к которому обратились возмущенные граждане, районная администрация прислала протокол общественного обсуждения, которое одобрило "инвестиционный проект". Согласно протоколу, в обсуждении участвовали семь человек. Из них двое - директор и главный инженер ЗАО "Жилстройинвест", еще двое - замглавы районной администрации и районная чиновница, которая вела протокол, а также представитель муниципального совета № 27 и начальник первой мастерской ЛенНИИпроекта. Несложный расчет показывает, что на долю общественности в этих слушаниях пришелся ровно один "глас народа", который следовало бы назвать гласом вопиющего в пустыне. Правда, фамилия этого героя-одиночки на всякий случай не указана: вдруг проверят? Другой не менее выразительный пример связан с Выборгским районом. Вот газета, издаваемая муниципальным советом № 13, заботливо приглашает на общественные слушания по поводу запланированного нового строительства и расписывает, как важно принять в них участие и высказать свое мнение по важному для граждан вопросу. Правда, номер газеты, что нетрудно установить, подписан в печать... аккурат через три недели после объявленной даты всенародного обсуждения. И третий пример - Васильевский остров, Наличная улица, семь корпусов дома № 36 - вблизи метро "Приморская". Тысяча двести жителей этих домов собрали подписи с требованием уважать их право на безопасное проживание и отказаться от безумных планов строительства многоэтажных домов, которые хотят насадить между стоящими на расстоянии 20-50 метров. Между тем здесь намывной грунт, большинство домов в аварийном состоянии, в них каждый год латаются трещины, оседает фундамент. Стоит начать забивать сваи для новых многоэтажек - и как бы на Наличной не повторилась трагедия, произошедшая на Двинской. Тем не менее администрация уже разрешила проводить в квартале изыскательские работы и бурение скважин - причем, хорошо предвидя реакцию граждан, пробы грунта бурили ночью, по-воровски... Представители петербургского "Яблока", которых призвали на помощь жильцы, отправили открытое письмо Владимиру Яковлеву, призывая его отказаться от планов строительства. Однако задача им предстоит нелегкая, ведь строители, не стесняясь, говорят: "У нас будут все разрешения, которые только бывают!" Значит, у них есть к тому веские основания? Известно, что стоимость строительства "нулевого цикла" для жилого дома составляет около 30% от общих расходов, а расположение внутри сложившейся застройки сокращает эти затраты до 10%. Если учесть, что дом на полторы-две сотни квартир стоит 8-10 млн долларов, - речь идет об экономии инвестором сумм, измеряемых 1,5-2 млн долларов. Решайте сами: какой процент этой экономии надо "отстегнуть" на то, чтобы все согласовать с чиновниками? Или кто-то думает, что разрешения и согласования выдаются бескорыстно? "Вместо того чтобы модернизировать или заменять разрушающиеся сети, администрация приводит "инвесторов", еще сильнее загружающих эти сети, которые уже сейчас не выдерживают нагрузок - что резко увеличивает риск аварий, - говорится в обращении к чиновникам. - Это и есть политика по привлечению инвестиций в городское хозяйство, о которой так любят говорить в Смольном?" Впрочем, опыт показывает: избавиться от подобных "инвестиций" трудно, но можно. Борьба, которую ведут жители домов на Московском проспекте, 200 и 202, - тому пример. Два года назад губернатор издал распоряжение о строительстве во дворе этих домов подземного гаража, о котором жильцы, естественно, узнали случайно... Подземным он значится только на бумаге. А на самом деле в глухом дворе собирались строить здоровенный ангар то ли на 200, то ли на 100 машин (в разных документах цифры различаются). Жителям любезно оставляли дорожки вдоль домов. "У нас почти полтора года ушло на переписку с администрацией города, - говорит юрист Ольга Покровская. - Изучив с трудом добытые документы, выяснили, что в процессе согласования и проектирования нарушен целый ряд законов России, гарантирующих охрану окружающей среды и здоровья граждан. Пока что строительство гаража удалось остановить, в суд направлен иск, но борьба предстоит тяжелая". Проблема на самом деле состоит не в том, что строители хотят строить, а власть им это разрешает. Проблема в том, что все это происходит не по закону, а в соответствии с решениями исполнительной власти, которые легко как принять, так и изменить. Практически все важнейшие правовые акты, определяющие порядок разрешения и согласования строительства в Петербурге, запутанны и труднодоступны. Заметим, что на протяжении последнего года в Мариинском дворце обсуждалось несколько проектов законов, регулирующих градостроительные вопросы. До принятия ни одного из них пока не дошло. Может быть, впрочем, оно и к лучшему. Заглянем в проект, авторами которого выступают Алексей Белоусов, Владимир Гольман, Виктор Евтухов и Игорь Риммер, - и увидим много интересного. Так, проект предусматривает, что общественные обсуждения строительных проектов могут проводиться... заочно(!). Правила застройки города - ключевой документ, в котором сказано, где что строить можно, а где категорически нельзя, - будет принимать администрация в меру своего понимания этого вопроса (не надо объяснять, какие это будут правила и чьи интересы они будут охранять). Наконец, для разрешения спорных вопросов, связанных с недовольством граждан запланированным строительством, предполагается создать специальные комиссии - городскую и районные. Но надежда, что эти комиссии защитят горожан от сговора инвесторов и властей, довольно слабая. Во-первых, решения этих комиссий будут сугубо рекомендательными, ничто не помешает чиновникам отправить их в корзину. Во-вторых, из десяти членов комиссии восемь будут представителями администрации. Надо ли объяснять, как будут голосовать все эти комиссии в том случае, если начальник большинства членов комиссии все заранее решил?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.