ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА...
Последние уходы и приходы в смольнинские коридоры уже вызвали оживленные комментарии. В большинстве из них делается попытка проследить какие-либо закономерности в кадровой политике губернатора Яковлева. Представители Смольного, как правило, обижаются на то, что твердость кадровой линии губернатора подвергается сомнению. Хотя некоторые аспекты назначений внимательным наблюдателям достаточно ясны. Понятно, что на место покойного Малышева должен был прийти его же преемник по Московскому району Константин Кондаков. Понятно, что Александр Прохоренко, имеющий опыт контактов с иностранными делегациями, мог возглавить комитет по международным связям.
Есть назначения и не вполне объяснимые. Когда специалист по "пиару", работавшая до этого в масло-жировой промышленности, назначается главой департамента по туризму - одному из ключевых в обозримом будущем для нашего города, - возникают вопросы, на которые обижаться Смольному не стоило бы. Но речь о другом.
Любая администрация, в сущности, состоит из двух групп. Процентов 15-20 от общей численности должны составлять люди, способные генерировать свежие, нестандартные, прорывные решения на главных участках работы. Стихийно или нет, но с таким пониманием административной структуры мы сталкиваемся при анализе администрации времен Собчака. И если "генераторы" из Питера сегодня фактически занимаются тем же в общероссийском масштабе (Кудрин, Илларионов, Греф - список можно продолжить), то такой группы в Смольном явно не просматривается. Вместо формирования ее мы имеем многомесячные склоки (связанные, например, с назначением директора зоопарка), необъяснимые взлеты одних и опалы других.
Оставшиеся процентов 80-85 должны составлять надежные, спокойные, уверенные исполнители. Все ли в порядке с этим? Возможно, что не слишком. Иначе почему определенная часть разумных и серьезных решений, которые принимаются на самом верху Смольного, практически не исполняется? В свое время Смольный вносил в качестве законопроектов в Мариинский программы развития общественного транспорта, программы обеспечения населения доступными лекарствами. Солидные, проработанные документы. Мариинский принимал их в качестве законов, а губернатор подписывал. Формально они вступали в силу. Но их реализация оказывалась нулевой.
Известно, что аналитики, связанные с крупными инвесторами, в качестве одного из критериев инвестиционной привлекательности выдвигают независимость местной администрации от явных или скрытых групп давления. Судя по всему, при анализе кадровой политики в городе они приходят к выводу о наличии такой зависимости. Им, в сущности, все равно - что это за группы. Но им понятно, что наличие таких групп и зависимость от них существенно осложняют продвижение капиталов на рынок, ибо рынок в таких случаях хотя бы относительно свободным назвать нельзя.
Поэтому кадровая политика оказывает влияние на Петербург не только в том смысле, хороший или плохой человек назначен на должность, но и всей совокупностью назначений, их прозрачностью и объяснимостью. Здесь не отделаешься общими словами. Здесь нужны дела.