МУЗЫКА В ДВОРЦОВОЙ ОПРАВЕ
Международный музыкальный фестиваль "Дворцы Санкт-Петербурга" отмечает первый свой юбилей - 10-летие. По сему поводу открытие его было респектабельней обычного и перечень гастролеров - внушительней.
Наверное, права артдиректор смотра, скрипачка Мария Сафарьянц, когда в статье, помещенной в фестивальном буклете, утверждает: "Нет на свете места, более соответствующего идее музыкального дворцового фестиваля, чем наш Санкт-Петербург". Идея, которую Мария и ее муж, главный дирижер Камерного оркестра России Константин Орбелян, сделали реальностью, кажется, носилась в воздухе. Соединить дивную архитектуру, традиционно именуемую "застывшей музыкой", с прекрасной живой, движущейся музыкой, соблюдя в возможной мере стилевую близость, да и соответствие художественного уровня (для чего к участию в концертах приглашаются крупные мастера) - такое в Северной Пальмире просто не могло не произойти. Теперь уже организаторам фестиваля не приходится уговаривать хозяев петербургских палаццо: участвовать в празднестве они почитают для себя за честь и удовольствие, и список блистательных сооружений, предоставляемых для музицирования, все расширяется. Нынче, например, к дворцу Юсуповых на Мойке, одному из постоянных пристанищ фестиваля, добавляется усадьба Юсуповых на Фонтанке, тоже с великолепным залом. Концертный цикл рассчитан на самые широкие круги людей, любящих искусство.
Среди артистических звезд, ожидаемых на юбилейном празднике, - пианисты Белла Давидович, Мильчо Левиев, Басиния Шульман, Кшиштоф Яблоньски, скрипачи Дмитрий Ситковецкий, Штефан Петреску, кларнетист Бернхард Ретлисберг, саксофонист Федерико Мондельчи - на этот раз с ансамблем саксофонистов, певец Дмитрий Хворостовский, ну и сами руководители фестиваля.
Торжественный концерт-открытие состоялся в несравненном Большом зале Дворянского собрания - Санкт-Петербургской филармонии при поддержке Генерального консульства Франции. Впервые в Петербурге выступал один из лучших французских инструментальных коллективов ENSEMBLE ORCHESTRAL DE PARIS (Муниципальный оркестр Парижа) во главе со своим художественным руководителем, американским маэстро Джоном Нельсоном. Хороший оркестр и хороший дирижер - это прежде всего красота звука, многообразие индивидуальных тембров отдельных инструментов и групп и насыщенность коллективного тембра. Прелесть дебютировавшего у нас ансамбля - в стройности, компактности, насыщенности звучания, изнутри согретого интенсивным чувством. Это дал ощутить уже мощный унисон, которым открывается "Парижская" симфония Моцарта. Созданная 22-летним гением по заказу к открытию сезона 1778 года во французской столице, она, нынче сыгранная энергично и при этом тонко, прямо-таки захватила многообразием тематического материала и развитостью конструкции, за которыми - кипение жизни.
Две популярные пьесы для скрипки с оркестром, "Меланхолическая серенада" Чайковского и "Рондо-каприччиозо" Сен-Санса, написаны их знаменитыми авторами также в пору их молодости и исполнены молодым же солистом. Это живущий в Америке и сделавший хорошую мировую карьеру Александр Марков (сын известного московского скрипача Альберта Маркова), виртуоз, играющий с полной, даже чуть утрированной свободой. Ну а венчавшая концерт Симфония Бизе (очень любимая у нас в хореографической версии Баланчина) была создана вовсе юным автором: ему было лишь 17! Чуть наивное следование классическим образцам сочетается в ней с самобытностью, предвосхищающей появление "Кармен". Это самобытное ощутили и передали интерпретаторы.
Успешное начало фестиваля внушает добрые надежды на его продолжение.