В ЛЕДОВОМ ФЛОТЕ - ПОПОЛНЕНИЕ
В субботу на судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге был спущен на воду танкер усиленного ледового класса "Усинск". Достройка судна, которая завершится ходовыми и швартовыми испытаниями, будет проведена в течение ближайших пяти месяцев.
"Усинск" - уже пятый танкер этого класса, построенный на "Адмиралтейских верфях" по заказу крупнейшей в России нефтяной компании "ЛУКОЙЛ". Три судна из четырех, сданных в эксплуатацию ранее, уже работают на трассе Северного морского пути, обеспечивая поставки топлива в районы Крайнего Севера и транспортировку нефти с месторождений Тимано-Печоры.
Помимо санкт-петербургских в состав "флота" "ЛУКОЙЛа" входят еще пять танкеров ледового класса, построенных на немецкой верфи MTW в Висмаре, и шесть танкеров "река-море" производства Волгоградского судостроительного завода.
Программа развития танкерного флота тесно увязана с общей бизнес-стратегией "ЛУКОЙЛа". К 2005 году компания намерена увеличить долю экспортных поставок в общем объеме своих продаж нефти до 41 процента, нефтепродуктов - до 70 процентов. Однако существующие сегодня транспортные возможности "Транснефти", МПС и морских пароходств не способны справиться с таким объемом перевозок. Особую проблему представляет состояние ледокольного флота, работающего на Северном морском пути, - как раз в 2005 году исчерпывается проектный срок эксплуатации атомных реакторов большинства российских арктических ледоколов. Сегодня ледовой проводкой из европейской части России занимается единственное морское пароходство - Мурманское, ледокольный флот которого, включая переданное ему в управление федеральное имущество, полностью выработает свой ресурс в течение 2003-2006 годов.
Между тем прогнозы экономистов предрекают резкий рост спроса на морские перевозки в районах Крайнего Севера уже к 2005 году, когда помимо начавшегося масштабного освоения нефтяных и газовых месторождений Тимано-Печоры и бассейнов Оби и Енисея существенно возрастет интерес к транзитному пути Европа-Азия. Если к этому времени не будет возрожден некогда мощнейший в мире ледокольный флот, Россия рискует потерять не только рынок перевозок, который займет, например, Норвегия, но и важнейший геостратегический ресурс, которым является Северный морской путь - кратчайшая дорога из Европы в самый динамично развивающийся регион мира - Юго-Восточную Азию.
Танкеры, построенные по заказу "ЛУКОЙЛа", спроектированы с учетом большинства вышеперечисленных факторов: эти суда с двойным корпусом способны преодолевать сплошной лед толщиной полметра со скоростью 1,5-2 узла. Максимальная дальность их плавания - 8 тысяч миль, автономность - 60 суток. Любопытно также и то, что "ЛУКОЙЛ" отказался от идеи регистрации своих танкеров под "удобным" либерийским флагом, что позволило бы компании снизить процентные ставки и гарантировать банкам-кредиторам возможность залога судов. В этом отношении нефтяники пошли в разрез с практикой большинства "профильных" российских заказчиков строительства нефтеналивных судов (например, "Совкомфлота", новороссийского "Новошипа" или Приморского морского пароходства), предпочитающих иностранные верфи и, как следствие, нероссийскую юрисдикцию своих будущих судов.