ТРУЖЕНИКИ ПОЛЕЙ

VOL#3, SUBJ: [ШОУ, СЦЕНЫ, СТАДИОНЫ]

ПРОФЕССИЯ: ШОУМЕН ПРЕДСТАВИТЕЛЬ: Андрей Полищук, ведущий концертных и шоу-программ, конферансье, актер Образование: Театральная академия, эстрадный факультет. Стаж в этом бизнесе: 5 лет плюс 3 года актером в театре. Семья: неженат, "насчет детей точно не знаю". Хобби: "марок, старинных монет не собираю - денежные знаки предпочитаю современные. Но если воспринимать хобби как нечто, помогающее жить, то это, конечно, баня и футбол с баскетболом. Ну и алкоголь немного". Цитата: "Шоу должно продолжаться - это слишком пафосно, это для вас, для журналистов. В реальности это звучит так: вперед, подонки, на сцену! Устал или настроение не то - никого не волнует, зритель должен смеяться и отдыхать". Образ: душа любой компании, человек-фонтан, человек-праздник. И только зеркало в ванной комнате видит и знает цену этого образа. Специальное замечание: просьба учитывать специфику профессии - фразы, кажущиеся странными или аморальными, воспринимать в качестве юмора. ПРОФЕССИЯ: ПРОДЮСЕР ПРЕДСТАВИТЕЛЬ: Лариса Кирсанова, директор шоу-балета Fantasy Возраст: 43 года. Образование: Лесотехническая академия, инженер-технолог. Стаж в этом бизнесе: 7 лет. Семья: "Уже не замужем. Много детей - четверо из Fantasy и родная дочь". Хобби: автомобиль. Цитата: "Просто я их очень люблю, своих артистов. И знаю, что во всем могу на них положиться. Мы действительно живем как одна семья". Образ: русская женщина, сильная и умная. Все сама. ПРОФЕССИЯ: ШОУГЕРЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ: Маруся Тимонина, танцовщица в эротическом шоу-балете Fantasy, модель, певица, актриса. Возраст, семья, хобби: "Ну подумайте, ну какие могут быть возраст или семейное положение у артиста?!" Образование: учится в Гуманитарном университете профсоюзов на отделении рекламы. Стаж в этом бизнесе: 6 лет. Цитата: "Нести людям светлое, доброе и все такое. Ха-ха!" Образ: "О, girl!" Специальное замечание: имя настоящее, в честь прабабушки. Никаких параллелей с Марусей Климовой нет и быть не может. Шоу продолжается. Наша галерея новых профессий работает по пятницам. Возможны технические перерывы, но поверьте - они ненадолго. Мы встретимся снова, мы скажем "привет" нашим новым персонажам. Они оседлали век. Век стремительно скачет куда-то, хочется надеяться - вперед. Век мотает оцифрованной башкой, потеет и стонет, мечтая остановиться хоть на мгновение. Он норовит сбросить седоков; удержаться трудно, еще труднее бежать с веком наперегонки. Помогают новые виды занятий: новые типы верховой езды, новые стили бега. Краткое содержание предыдущих серий: в первых двух залах, на первых двух пятницах, мы познакомились с самыми что ни на есть передовиками: работниками в сфере высоких информационных технологий, создателями имиджей и репутаций - веб-программистами и PR-менеджерами. Последний писк, если, конечно, считать, что новые технологии пищат при своем появлении на свет. Сегодня речь пойдет о профессиях куда более простых на первый взгляд и привычных. Ведь сколько не обзывай артистов шоуменами и шоувуменами, ни крыльев, ни рогов у них от этого не вырастет. И в прежние времена существовали актеры разговорного жанра, конферансье, танцовщицы и демонстраторы одежды. Сейчас изменились формы их работы, но не изменилась суть. На первый взгляд. На второй взгляд - нет, это не так. И на третий, и на четвертый. Прямо здесь и сейчас - в этом зале нашей галереи - мы беремся показать, что изменения в этих профессиях принципиальны, более того, они происходят в том же направлении и по тем же законам, что и у "тружеников информационных полей" из предыдущих статей. Возьмем и дополнительные обязательства: докажем, что шоу-бизнес на то и шоу-, чтобы лучше всего иллюстрировать глобальные социальные сдвиги в России последних лет. К осмотру! СУТЬ ПРОФЕССИИ Конечная суть - в создании имени. Имени, которое стоит хороших денег. Есть, конечно, много промежуточных и параллельных сутей, и "дарить людям радость" тоже не просто лозунг. Но экономические основы этой профессии именно таковы, и преуспевают в ней те, кто это понимает и работает на этот конечный результат. Чтобы создать имя в шоу-бизнесе, надо уметь делать что-то такое, чтобы удерживать внимание зала. Нужно знать ремесло и беречь талант. Нужно найти свою нишу, сформулировать кредо. Для нашей сегодняшней героини Маруси Тимониной это "интеллектуальная эротика", для Андрея Полищука - сложная игра с аудиторией, дирижирование праздником. "С одной стороны, я должен стать своим для всех, чтобы и интеллектуалы были довольны, и простые парни не чувствовали себя дураками. С другой стороны, никакого панибратства, похлопывания по плечу - я должен держать зал на расстоянии, осаживая шуткой самых зарвавшихся. Иначе исчезнет чудо, праздник, ощущение того, что с тобой со сцены говорит некий оракул". Жанровые рамки расплываются. Маруся сегодня танцует традиционный стриптиз, завтра выступает в двухчасовом танцевальном шоу в составе балета, послезавтра позирует для рекламы, поет или снимается в кино. Андрей в "Октябрьском", к примеру, ведет традиционный концерт мастеров искусств, в "Юбилейном" комментирует бои без правил, а в "Конти" устраивает конкурсы для игроков казино. Статус шоумена подразумевает многостаночника, само появление которого создает праздник, зажигает глаза, притягивает внимание к событию. А что конкретно он будет делать сегодня - это уже не принципиально. Индустрия развлечений и рекламы не может жить без поставленных на поток праздников. Соответственно, спрос на шоуменов высок: они кочуют из заведения в заведение, наполняя ночной город смехом, красивыми телами и именами, за которые люди готовы платить. ИСТОРИЯ Как только появились люди с избытком денежных знаков и свободного времени, так сразу же выросли заведения, где они могли спокойно оставить и то и другое. Сначала казино, потом система развлечений для клиентов казино, потом уже просто ночные клубы, просто развлечения. Первые монетоприемники в городе создавались криминалом или на деньги криминала. Первыми их клиентами тоже в большинстве своем были бандиты. Просьба расценивать эти утверждения только как мнение автора. Нравы были дикими. Один из героев этой статьи рассказывал, как однажды, много лет назад, его пригласили вести вечер в один из вновь открывшихся клубов. Просили постараться - будут владельцы и учредители. Увидел зал - обомлел: сплошь люди в спортивных костюмах и их аляповатые спутницы. В гримерку заглядывали угрюмые лица и просили выйти минут на десять: щас минет мне сделают по-быстрому. Два часа ведущий с каменным лицом работал с этим залом: никогда ему не работалось так тяжело. Потом деньги стали зарабатывать люди более цивилизованных профессий. Грянул клубный бум, заведения росли как грибы, развернулась жесткая конкуренция за клиента. В этот период в бизнес пришло много непрофессионалов, резко упал культурный уровень. Если в одном из клубов ведущий сподвиг зрительниц из зала публично раздеться, то того же требовали от своих шоуменов директора других клубов. Зрительские конкурсы перегоняли друг друга в пошлости, торжествовал массовый эксгибиционизм, народ отрывался. Стриптиз стал всеобщим. Пик падения уровня эротического танца пришелся на период после кризиса 1998 года. Зарплаты упали вместе с курсом доллара, многие профессионалы ушли из этого бизнеса. В стриптиз стали брать просто с улицы. Рассказывает Маруся Тимонина: "Домохозяйки с обвисшей грудью приходили в клубы и заявляли - вот, у меня есть белье, я готова раздеться. Готова - вперед!" Недостаток профессионализма компенсировался смелостью и отсутствием запретов. Лариса Кирсанова: "С той поры многие стали бояться слова "эротика" - оно стало ассоциироваться с чем-то грязным и убогим. До сих пор нам приходится преодолевать этот стереотип". Сейчас все медленно, но меняется. И общество, и его индустрия развлечений понемногу приходят в себя. Андрей Полищук: "Народ пресыщен. Стриптиз уже мало кому интересен. Дурным тоном стали копирование блатных интонаций, пошловатая работа со зрителем. Стали ценить ведущих, которые могут обойтись без этого". КТО И ОТКУДА? Большая часть ведущих петербургских ночных клубов заканчивали Театральную академию. Большая часть закончивших прошли через театр "Буфф". Были актерами, горели, работали с утра до ночи. А потом заметили, как говорит Андрей, что "деньги ушли в ночь". Деньги покинули эту сферу, оставив актеров наедине с искусством. А их ровесники, их бывшие одноклассники росли, обзаводились недвижимостью, положением, влиянием. А ты, влюбленный в сцену, все чаще чувствовал себя на обочине и не у дел. От невостребованности, от нищеты, от неспособности или нежелания принять новые правила игры случались и случаются до сих пор трагедии в актерской среде. Не только деньги, но отчасти и зрители "ушли в ночь". Центр спроса на легкое искусство переместился из традиционных театров и концертных залов в новые клубы. Следом двинулись после долгих раздумий и колебаний молодые актеры. Работать в новой среде смогли далеко не все: среда оказалась жесткой. Пример Ларисы Кирсановой и ее шоу-балета Fantasy - почти классический пример входа в шоу-бизнес "с нуля". Бывший инженер, с приходом рынка она стала заведовать крупным оптовым складом. Потом заняла денег и организовала модельное агентство. Наняла хороших преподавателей, набрала девочек. Одной из них была девятиклассница Маруся. Потом агентство трансформировалось в шоу-балет, в котором всего четыре танцора. И - без всяких связей, без больших денег, просто - вот у нас танцевальная группа, мы готовы выступать. Сначала - только по клубам, только отдельные номера. Сейчас гастроли с двухчасовой программой. За шесть лет Fantasy стало брэндом. Теперь осваиваются следующие ступени: съемка для рекламы, запись песен, школа хореографии. Дорогу в шоу-бизнес для своих мальчиков и девочек Лариса прорубает в одиночку - энергией, настойчивостью и порядочностью. ПЛЮСЫ Все наши сегодняшние герои не бедствуют, но говорить о какой-то конкретной зарплате в этой среде невозможно. Нет зарплаты танцовщицы или ведущего, есть зарплата Маруси и зарплата Андрея. Это штучный товар на рынке труда, здесь платят за каждое конкретное имя. С годами, с ростом опыта и мастерства имя дорожает. Андрей: "Я, конечно, очень мало работаю - это большой плюс. Выступление два часа, потом еще одно - и свободен! Никаких домашних заданий. Поэтому много сплю и много думаю, что, вообще говоря, не очень полезно. А если серьезно, то главный плюс - это атмосфера постоянного праздника. Я в ней купаюсь - это мое. В системе "Конти", например, меня воспринимают как человека, все время раздающего деньги, - так уж повелось, что я веду розыгрыши. Люди видят меня и уже начинают улыбаться". Лариса и Маруся говорят о достоинствах своих профессий примерно в том же духе. Маруся добавляет, что на этом месте, как ни на каком другом, она видит "возможности для самореализации любых своих способностей и желаний, даже тайных". Список новых профессий, который по нашей просьбе оценивали старшеклассники 98-й школы, содержал только одну профессию из тех, что обсуждаются сегодня: стриптизерка. Ее рейтинг - немного ниже среднего по всем 13 специальностям. Что интересно, десятиклассники оценивают эту профессию примерно в три раза более высоко, чем девятиклассники. Возможно, это иллюстрация прагматизма, который появляется с возрастом. Впрочем, скорее всего, артистку уровня Маруси школьники оценивали бы совсем по-другому. МИНУСЫ Андрей: "Те же плюсы оборачиваются минусами. Ночная жизнь выматывает, невозможно организовать режим сна, еды, принятия алкоголя. Иногда напрягает зависимость от сильных мира сего, но это характерно, скорее, для первых лет работы - потом, если это чувство тебя не сломает, то ты находишь свою модель поведения, свой вариант с этим справляться". Маруся минусов, кроме недостатка времени на личную жизнь, не видит. Возможно, по молодости. Общественное мнение, как она считает, все менее склонно ставить знак равенства между эротикой и безнравственностью. А с дворовыми бабушками из своего дома "звезды интеллектуального стриптиза" просто подружились. Хотя до сих пор многие знакомые, входя в квартиру, бывают шокированы, увидев вытянувшийся от потолка до пола пилон - уж не в притон ли попали? И еще одну историю на эту тему рассказала Маруся: "На гастроли в город Ноябрьск приехали, когда шла Страстная неделя. Мы-то путешествующие, нам по правилам пост соблюдать не обязательно. Встречают нас и говорят: только не пугайтесь, пожалуйста, у нас тут общественность из тех бабушек, которые ратуют за высокую нравственность, девчонок по пляжам гоняют, которые топлесс загорают. Не обращайте внимания. И вот мы идем к концертному залу, а нас встречает толпа старушек с иконами, с песнопениями. Впрочем, они ничего против нас самих не имели - просто хотели изгнать из нас злых духов". РЕЗЮМЕ Имена артистов стали аналогами торговых марок популярных товаров: они живут, развиваются, наполняются финансовым содержанием по тем же законам. Имя - как сайт в интернете, как выполненный заказ на PR-обслуживание. Появилась профессия, которую можно определить просто как "популярный человек" - можно не уметь почти ничего и собирать при этом залы за счет имени. Как и во многих других областях российской жизни, наряду с традиционной сферой развлечений появилась новая сфера, упрощенная, приземленная, но более адаптированная к общественным вкусам и потребностям. Сфера, в которую ушли деньги и вслед за ними - профессионалы. Ближайший аналог - это фундаментальная наука и ее современные приложения в сфере бизнеса.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.