"ПЕРЕЛОМ ПРОИЗОЙДЕТ В 2003 ГОДУ"
Евгений Юденич, руководитель проектного сектора Центра стратегических разработок "Северо-Запад", руководитель архитектурно-планировочной мастерской института "Ленгипрогор" (институт проектирования городов):<br>- Евгений Валентинович, в своем предыдущем интервью (см. "НВ" № 90 от 21 мая 2002 года, статья "Территориального планирования в России нет") вы сетовали на отсутствие планирования в развитии территорий. Но существуют, наверное, и некие объективные процессы, влияющие на системы расселения?
- Да, существуют, и по науке территориальное планирование не должно придумывать что-то новое. Наша задача - выявить объективные процессы и сделать прогноз. К примеру, исторически в начале расселение шло по берегам рек и озер - в те времена, когда преобладал водный транспорт. Потом расселение развивалось по почтовым трактам, железным дорогам, позже - по автодорогам.
Санкт-Петербург - это очень интересная агломерация. В 1992 году "Ленгипрогор" участвовал в конкурсе на лучшую концепцию градостроительного плана. Кстати, заняли мы тогда второе место. Наш институт был единственным, кто предсказал сокращение численности населения ядра агломерации - собственно Петербурга. Вообще процессы, которые идут сегодня, очень интересны: сокращается численность населения именно "ядра" города, то есть у нас происходит то, что сто лет назад происходило в Новом Свете. Действительно, в начале 90-х встала промышленность - в первую очередь, кораблестроение и оборонка. И до 1995 года имел место даже механический отток населения. Но в последние годы ситуация изменилась. Ежегодно в Петербург приезжают 45 тыс. человек и одновременно уезжают до 30 тыс. Казалось бы, приезжают больше, но при этом смертность превышает рождаемость на 45 тыс. человек. Налицо сокращение населения на 30 тыс. человек в год.
Эта ситуация, однако, не может и не будет продолжаться бесконечно. Перелом мы прогнозируем на 2003 год, когда начнется приток в город "свежей крови", связанный с празднованием 300-летия и, соответственно, повышением престижа и статуса Петербурга. Сегодня нашему городу может помочь только приток "свежей крови".
- А влияет ли как-то на Петербург близость государственной границы?
- После распада СССР оказалось, что Северо-Запад, и в частности Петербург и Ленобласть, - единственные территории, имеющие прямую границу с Евросоюзом. Так, например, Карельский перешеек сменил свой статус и стал транспортным коридором. И эта тенденция с прошествием времени будет усиливаться.
Но вернемся к планированию. Так вот, еще в 1992 году мы предсказали развитие "Большому Петербургу". Тогда даже понятия такого не было, мы его создали по аналогии с европейскими мегаполисами. К примеру, в Париже в черте города как проживали когда-то 2 млн человек, так и проживают сейчас. А "Большой Париж" - это 10 млн человек, те, кто находится в постоянных трудовых и культурно-бытовых контактах с Парижем, можно сказать, жители предместий. То же самое в Лондоне и Берлине.
Дело в том, что в условиях Европы урбанизация происходила отлично от СССР. У нас считалось, что расселение в пригородной зоне - это очень плохо. Будет нужно много автомобилей, как "у них" - по 4 на семью. А это, полагали тогда, создаст пробки (на самом деле в Европе автомобили принято оставлять на стоянках при въезде в город - у ближайшей станции метро).
В результате в Советском Союзе планировались огромные кварталы пятиэтажек. И когда уже в наше время начали планировать "от человека", а не от производства, выяснилось, что все эти кварталы в общем-то и не нужны. Вспомните, 5-8 лет в Петербурге жилье почти не строилось, работал вторичный рынок жилья. Расселялись коммуналки, распродавались садоводства. Вообще, садоводство - это своеобразное второе жилье в экологически чистом месте, еще одно порождение социализма.
- То есть садоводства тоже являются неким резервом?
- У нас принято считать, что среднего класса в России нет. Но на самом деле это не так, только процесс формирования среднего класса тормозит закоснелость управленческих структур. В тех же садоводствах невозможно скупить 3-4 участка для строительства полноценного дома - это сегодня действительно может позволить себе только "новый русский".
Не побоюсь утверждать, что у нас средний класс сложился еще в 70-80-е годы ХХ века. Это те семьи, у которых есть квартира, машина, гараж и дача (пусть даже садоводство). Если этот пакет - за исключением машины - продать по рыночным ценам, появятся средства на приобретение загородного участка и строительство дома.
Обратите внимание, где сейчас идет строительство: Всеволожск, Токсово, Александровская, Гатчина, Ломоносов. Там продаются участки и ведется строительство. Плохо то, что строят там сейчас без какого-либо плана.
Ситуация складывается следующая: если государство не будет мешать этому процессу, а только поможет, то и средний класс будет у нас развиваться. Если же будет только мешать и придумывать какие-то искусственные проекты, то будет, как с целиной, где закрепилось 2 процента тех, кто приехал ее строить. Или как с опустыневшим БАМом.
- Правильно ли я понял: вы предсказываете отток населения в пригороды?
- В последнее время драгоценным фактором стало время. И если человек имеет 2-3 жилья, надо за ним следить, ухаживать, а это все отнимает определенное время. Немаловажен и фактор безопасности - охрана пустующих в межсезонье садоводств и, наоборот, квартир летом. Третий немаловажный фактор - качество жизни. Наш человек пока этого не осознает, он готов жить непосредственно "под трубой", в санитарно-защитных зонах и т. д.
Большое развитие получили в последнее время малые города-спутники - во многом в силу того, что Петербург остается для приезжих полузакрытым городом. Именно сюда хлынул поток мигрантов, которые не могли прописаться в Петербурге, в частности кавказцы. Кстати, некоторые коренные петербуржцы не очень любят кавказцев, не отдавая себе отчета, что кавказцы более гибкие, чем, например, китайцы или корейцы. Во всяком случае, они говорят по-русски. И они активнее той же, скажем, псковской торговки. Заметьте: они заняли свою нишу на рынках и в ларьках, практически никто из кавказцев не торгует в бутиках и супермаркетах. То есть они не составляют конкуренции коренному населению на рынке труда. Не говоря уже о том, что чайна-тауны стали настоящей проблемой для Америки и даже Европы. Многие россияне (за исключением живущих на Дальнем Востоке) вообще не представляют себе, что это такое. Так что пусть лучше у нас торгуют на рынках кавказцы...
Так вот, у нас только сейчас заговорили о законах, регулирующих миграцию. Поэтому в течение 10 лет миграция была полностью бесконтрольной. Приток мигрантов мог быть и в Петербург. Тогда численность перестала бы снижаться, но из-за несовершенства законодательства этот приток произошел в другие населенные пункты. В населенные пункты, расположенные в так называемой активной зоне - 1,5 часа от Петербурга на транспорте. С развитием транспорта, железных и автодорог, появлением новых современных видов транспорта, скоростных магистралей эта зона будет постепенно расширяться - до Пскова и Новгорода.
- Но это же разные субъекты Федерации...
- Да, здесь серьезную роль начинают играть барьеры между субъектами Федерации. Барьеры вообще будут всегда. Скажем, барьеры со странами Балтии будут существовать еще долго. Во всяком случае, до тех пор, пока мы не вступим в Евросоюз, а торопиться при нашем экономическом положении туда пока не стоит: нас просто задушат европейскими стандартами.
Что же касается субъектов Федерации, то необходимо единое планирование (например, на уровне Северо-Западного федерального округа), чтобы этих стыков не было. А то сейчас из одного субъекта в другой напрямую не проехать, только в объезд по федеральным трассам... Да и внутри регионов ситуация складывается не лучшим образом. В 80 км от Петербурга есть деревни, в которых до сих пор нет электричества. Например, деревня Чаща в 8 км от ст. Новинка по Витебской железной дороге (если не напрямую, а по железной дороге, то до нее чуть больше 100 км).
Поэтому пока наибольшую перспективу развития имеют города, расположенные в пригородной зоне Петербурга. Находящиеся на границе этой зоны земли пригородных совхозов, хоть и расположены подчас ближе к Петербургу, загрязнены ядохимикатами, а бывшие промзоны - нефтью и вредными выбросами. Кроме того, на границах субъектов Федерации образуются стихийные свалки (ведь никто за эту землю, получается, не отвечает). Эти территории требуют значительных капиталовложений, но с исчерпанием экологически чистых районов они будут также осваиваться. Разумеется, здесь жилье будет дешевле, во всяком случае, на первых порах - из-за дешевой земли. Вообще, в цивилизованном мире 2/3 от стоимости недвижимости составляет земля.
- Но ведь промзоны, включая жилье в промзонах, существуют сегодня, наверное, по всей стране. Это огромная проблема...
- С точки зрения социалистической рациональности главным считалось сосредоточить трудовые ресурсы, что называется, у проходных. Сегодня от этого серьезно страдают промышленные города, такие как Магнитогорск, Череповец: оказалось, что значительная часть их населения проживает в санитарно-защитных зонах. А ведь согласно нормативам там нельзя было строить жилье. Не менее 30 процентов санитарно-защитных зон должно занимать озеленение, 15-20 процентов - железнодорожные и автомобильные трассы, остальное - гаражи, различные учреждения и мелкие предприятия. Но при советской власти там все-таки строили жилье, носившее статус "временного". В ту пору образовывались "временные" поселки и даже целые города.
- Неужели нет ни одного положительного примера у нас на Северо-Западе?
- На Северо-Западе, пожалуй, Костомукша, построенная при участии финских фирм. С началом реформ у нас на Северо-Западе (да и во всей стране в целом) вопросы территориального планирования попросту бросили на местное самоуправление. Но это было то же самое, что отдать хозяйство в руки детсадовскому ребенку: сами зарабатывайте деньги, сами платите врачам и учителям, сами планируйте и выживайте. Сегодня муниципалитеты окрепли, и некоторые уже закладывают в бюджет средства на территориальное планирование. Тем более что в последнее время земельные вопросы только обострились.
- Каков ваш прогноз развития Петербурга и близлежащих регионов? Какие у нас перспективы?
- Прогноз такой. Агломерация, имеющая центром Петербург, будет развиваться и захватывать все более обширные территории: Новгород, Псков, Петрозаводск, Череповец, Вологду. С развитием скоростного транспорта ее территория будет расширяться. Но для этого очень важно, как я уже говорил, преодолеть барьеры между субъектами Федерации.