ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ РОЗНЬ
В последнее время чрезвычайной популярностью у ответственных должностных лиц администрации Санкт-Петербурга, курирующих энергетику, пользуется миф об угрозе приватизации городских газовых сетей производственным кооперативом ГГХ "Ленгаз", владеющим с 1990 года газораспределительной системой на основании долгосрочной аренды имущественного комплекса, принадлежащего городу.
При этом используются сложившиеся у значительной части населения стереотипы негативного отношения к понятиям "кооперация" и "приватизация", которые связываются в сознании людей с нечестным присвоением государственного имущества. Применяется известный метод поливания грязью оппонента, чтобы хоть каким-то образом объяснить через СМИ причины принятого правительством Петербурга решения о передаче имущества и функций городской газораспределительной организации известному горожанам по свежим критическим публикациям в прессе ГУП "ТЭК СПб".
Не имея ни одного нарекания со стороны городской администрации по вопросам своей производственной деятельности, Ленгаз с изумлением обнаружил из публикаций в некоторых СМИ, что в городе существуют профессионалы в области газового хозяйства в лице ГУП "ТЭК СПб", которые смогут гораздо эффективнее и лучше управлять им. И что "Ленгаз" вроде бы пользуется газовыми сетями, принадлежащими городу, не в интересах собственника.
Поскольку объяснить эту хитрую конструкцию, "как нужно пользоваться газовыми сетями в интересах города", чиновники не могут, появилось желание отобрать газовые сети у "Ленгаза" за ответную реакцию на "угрозу" со стороны "Ленгаза" приватизировать (с подразумеваемым подтекстом "получить даром или почти даром") государственное имущество, которое стоит миллионы долларов.
Именно так очень хотят представить причины объявленной "Ленгазу" финансовой блокады ее инициаторы, а вот как на деле выглядит сермяжная правда о "Ленгазе".
В 1990 году работники "Ленгаза" (свыше 5 тыс. человек) взяли в аренду на 25 лет без права выкупа свое предприятие и зарегистрировались как арендное предприятие. Согласно п. 5.14.5 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, получивший имущество в аренду без права выкупа арендатор может участвовать в приватизации (разгосударствлении собственности) путем преобразования арендного предприятия (производственного кооператива) в открытое акционерное общество. В этом случае акции созданного общества распределяются между государством и работниками предприятия (членами кооператива) на основании оценки собственного имущества предприятия и арендованного имущества, переходящего в собственность ОАО и остающегося в качестве доли государства в указанном ОАО. Государственная доля акций ОАО реализуется на общих основаниях (за деньги) без каких-либо преимущественных прав членов производственного кооператива.
Если говорить проще, то приватизация в данном варианте означает: у государства остается свое собственное имущество, сданное в аренду. У арендатора - только то, что он наработал за годы аренды за счет своей прибыли, то есть государственное было и остается государственным, а частное - частным. Понятие "приватизация" в этом случае сводится всего лишь к праву работников "Ленгаза" (членов кооператива) создать совместно с государством ОАО, где у каждого из акционеров образуется его доля акций в общем капитале.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Вот такая получается "страшная угроза" приватизации государственной собственности "Ленгазом", если учесть, что средний размер паевого взноса члена кооператива составляет менее 10 тыс. руб.
В июне 2001 года реальная, а не мнимая (поскольку распоряжение КУГИ Петербурга о передаче всего имущества предприятия № 560-р от 12.04.01 г. ГУП "ТЭК СПб" было издано) угроза потерять работу для "Ленгаза" уже существовала, общее собрание приняло следующее решение: "Реорганизовать ГГХ "Ленгаз" в открытое акционерное общество и поручить дирекции подать заявку на приватизацию при наличии действий, направленных на расторжение договора аренды по инициативе арендодателя (протокол общего собрания № 22 от 15.06.01 г.)".
Но даже при подаче "Ленгазом" заявки на приватизацию в КУГИ Петербурга окончательное решение о приватизации в форме реорганизации "Ленгаза" в ОАО не могло по действующему законодательству быть принято без согласия губернатора, то есть фактически все права "Ленгаза" на приватизацию в момент принятия решения общего собрания сводились к использованию права инициировать начало этой процедуры, а при отказе в удовлетворении заявки оспорить правомерность отказа КУГИ Петербурга в судебном порядке.
В настоящее время в связи с принятием нового Федерального закона о приватизации право арендатора на инициирование процедуры приватизации предприятия не предусмотрено. Это право принадлежит теперь администрации города. Тем не менее председатель комитета энергетики А. Делюкин продолжает пугать горожан мифом о кучке (3700 работающих) кооператоров, захвативших городские газовые сети и пытающихся получить их в собственность.
Так и хочется спросить А. Делюкина: "А был ли мальчик (угроза)?" И если нет, то к чему ответственному должностному лицу заниматься дезинформацией и возбуждать общественное мнение против нормально работающего предприятия? Ответ напрашивается сам собой, но вряд ли истинные причины совпадают с интересами горожан, которые не так давно, по данным общественного опроса, оценили работу "Ленгаза" достаточно высоко по сравнению с другими поставщиками коммунальных услуг города.