ЭТА НЕВЕРОЯТНАЯ "ПИКОВАЯ ДАМА"
Гергиев почти ежедневно становится за пульт на своем фестивале "Звезды белых ночей" (успевая, когда идут балетные спектакли, на день слетать подирижировать в Лондон), и уровень концертов и оперных представлений в нынешнем году на редкость ровный и высокий. Но "Пиковая дама", исполненная в пятницу, - словно пик, царящий над горным кряжем.
О достоинствах и упущениях последней постановки шедевра Пушкина - Чайковского, осуществленной три года назад Александром Галибиным вместе с художником Александром Орловым, тогда подробно говорено. Ныне достоинства стали заметнее, ибо спектакль многократно обкатан на разных широтах и находится под режиссерским надзором: Галибин и сейчас прилетел из Новосибирска (где он руководит Молодежным театром и поставил несколько спектаклей, среди которых есть и превосходные - в чем я убедился, побывав недавно в Сибири). Актерский состав подобрался отличный, даже небольшие партии спеты большими мастерами. Ну а главные роли достались лучшим - в мировом измерении - их интерпретаторам.
Первым в их перечне должен быть назван Владимир Галузин - несравненный Герман. Его густой, баритональной окраски голос за последнее время, когда наш тенор поет на всех престижнейших оперных сценах, окреп и обрел завидную стабильность, а предельная эмоциональная наполненность образа сочетается с утонченностью психологических нюансов. И еще, есть в его безумной одержимости какая-то пронзительная искренность и незащищенность, вызывающие к странному и страшному персонажу постоянное сочувствие. Спевшая Лизу Ирина Гордей, обладательница редкостного по силе и роскоши тембра сопрано, тоже нынче по сравнению с премьерой вокально, как и сценически, живее и свободней. Партия Графини у Ирины Богачевой продолжает оставаться эталоном высшего актерского мастерства. Ансамбль главных героев удачно дополнили двое баритонов: многоопытный Георгий Заставный - раскованный и притом элегантный Томский и молодой Владимир Мороз - аристократически сдержанный Елецкий.
Очень хороши были хор, руководимый Андреем Петренко, и детская вокальная группа, возглавляемая Александром Тютриным, - казавшееся когда-то неодолимым отставание хора от заданного темпа преодолено, и нынче он звучит с великолепным оркестром синхронно - эмоционально и ритмически. Но сердцем выдающегося спектакля был, конечно же, Валерий Гергиев. Ему в первую очередь обязаны мы тем, что звучание музыки в Мариинском - благородной, очень высокой пробы. Энергия, исходящая от дирижера, возжигает сердца всех участников спектакля. Мощь и ускорение потока страстей при этом строго рассчитаны. Заблуждение Германа, выбор им ложного пути ведут к безумию и гибели. Демонизм, пагубная сила, обреченность сгущаются в музыке постепенно. Перемежаясь моментами отстраняющими, они вновь возобновляются, и от их напора спирает дыхание. Лишь в конце, после смертельной катастрофы, наступают успокоение и просветление. Ввергнутая в мятежную стихию и пережившая катарсис публика испытала потрясение.
Знаменательный спектакль был дан в память о блистательной солистке Мариинского театра Галине Ковалевой и оказался достоин этого посвящения.