МАРИИНКА, ФЕСТИВАЛЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
На брифинге с участием Валерия Гергиева побывал наш собственный корреспондент.<br>Брифинг в Мариинском с участием Валерия Гергиева, на который журналистов, как всегда здесь, собрали в авральном порядке, состоялся... в зрительном зале. Входивших поглощала тьма и тотчас же окутывала музыка, очень русская, певучая, выражавшая необыкновенное нравственное здоровье. Оборотившись к слабо освещенной сцене, можно было разглядеть солистов, оркестр и энергично дирижирующего маэстро, которые эти оптимистические созвучия рождали. Шла репетиция концертного исполнения оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке", которое состоится на фестивале "Звезды белых ночей" в четверг, 20 июня.
Произведение это на сюжет популярной некогда повести Бориса Полевого было написано великим композитором вскоре после печальной памяти постановления ЦК ВКП(б) о музыке 1948 года и должно было стать доказательством благотворности партийной критики - но сразу не стало. Тут же, в тогдашнем Кировском театре, опера была разучена, а на общественный просмотр пригласили летчика Алексея Маресьева, послужившего прототипом главного героя. А тому опера не понравилась: дескать, в жизни с ним было по-другому. Премьеру отменили. Впрочем, потом, в советские времена, опера шла на разных сценах, включая расположенный напротив Кировского театр Консерватории. Теперь вот она прозвучит для публики в Мариинском.
Когда Валерий Абисалович, по окончании репетиции легко сбежав в зал, направился к журналистам, они первым делом поинтересовались, последует ли за концертной интерпретацией "Повести" сценическая. "Решим позднее, - сказал Гергиев, - исходя из впечатления, которое произведет концертная версия. С другой прокофьевской оперой, "Семеном Котко", было так же: мы не были уверены, следует ли ее ставить, пока не исполнили в концерте. Спектакль же этот, как известно, стал большим успехом театра, был принят с дружным одобрением, награжден "Золотой маской". Готовимся показать его в Нью-Йорке". На вопрос о том, насколько близок ему герой "Повести о настоящем человеке", маэстро ответил, что для него героем оперы служит прежде всего ее гениальный автор.
Руководитель фестиваля рассказал о некоторых из его событий. Он с удовлетворением отметил участие в празднике мировых звезд Мариинки - Ольги Бородиной, Анны Нетребко, Василия Герелло, Владимира Галузина. Кстати, сообщил, что на следующий день после "Пиковой дамы" с участием Галузина дирижировал этой же оперой в Ковент Гарден с Пласидо Доминго в роли Германа, и считает, что питерский спектакль ни в чем не уступает лондонскому. Инициатива благотворительного концерта Галузина и его коллег в пользу центра творческой реабилитации детей-инвалидов и сирот "Душа ребенка" принадлежит, по словам Валерия Абисаловича, певцу, и он ее горячо поддерживает.
В связи с концертом "В гостях у маэстро Гергиева", который назначен на 23 июня, он заметил: "Когда-то у нашего фестиваля не было бюджета. Его "бюджет" составляли мои друзья, выдающиеся музыканты, которые охотно слетались на мой зов для совместного музицирования. Часть из них будет представлена и нынче". По установившейся традиции в этот вечер будут вручены премии "Балтика", установленные знаменитой пивоваренной компанией для поддержки талантливых мастеров Мариинского театра. Их выберет авторитетное интернациональное жюри.
Еще лидер Мариинки говорил о стремлении донести ее искусство до жителей разных городов России. Пример очень успешного Пасхального фестиваля, состоявшегося в Москве по настоянию Юрия Лужкова, оказался вдохновляющим. И вот 27 июня опера Мусоргского "Борис Годунов" прозвучит в Выборге, в естественных декорациях тамошнего исторического замка. Планируются выезды в Ивангород, Калининград, предполагается по пути в Японию сделать "гастрольную остановку" на Дальнем Востоке. На вопросы же о планах участия Гергиева и его коллектива в праздновании 300-летия Петербурга он отвечать сколько-нибудь обстоятельно не стал: слишком уж эти планы обширны.