НА ЕДИНОМ ДЫХАНИИ
Эти заметки об одном лишь вечере международного фестиваля "Дворцы Санкт-Петербурга", и даже не целом вечере - только одном номере. В Эрмитажном театре с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением Константина Орбеляна выступил один из самых знаменитых в мире инструментальных дуэтов - пианистка Белла Давидович и ее сын, скрипач Дмитрий Ситковецкий.
Одаренность будущей знаменитой пианистки проявилась в трехлетнем возрасте, с шести начались серьезные занятия музыкой. В Московской консерватории, где ее учителями были сначала Игумнов, потом Флиер, она слыла звездой, и еще студенткой в 1949 году завоевала первенство на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.
Отечественная публика горячо полюбила ее, знали ее и в мире, хотя зарубежным гастролям постоянно чинились препятствия. С 1978 года она живет в Нью-Йорке и с триумфальным успехом выступает во множестве стран. Меломаны помнят прекрасный дуэт Давидович с мужем, даровитым скрипачом Юлианом Ситковецким. К несчастью, он умер молодым. А спустя годы их сын Дмитрий занял в дуэте место отца. Этому также предшествовали победы юноши на ответственнейших конкурсах. Он широко известен как солист, а также дирижер и руководитель основанного им оркестра "Новые европейские струнные".
Для своего петербургского выступления музыканты избрали Концерт для скрипки, фортепиано и струнных Мендельсона, написанный великим композитором в четырнадцать лет. Сквозь ощутимое влияние Моцарта тут пробивается романтический дух и его собственный, мендельсоновский, мелодико-гармонический стиль. В мир творчества мальчик входит душевно открытым, преисполненным радостных надежд. Эту музыку прекрасные артисты играли с каким-то юношеским запалом и трепетностью.
В будущем году концертные организации музыкальных метрополий собираются торжественно отметить 75-летний юбилей Беллы Михайловны. Никаких признаков старости нет ни в ее облике, ни в музицировании. Ее кружевные пассажи по-прежнему пленяют совершенством, а умение петь на рояле исполнено редкостного обаяния.
Дмитрий играет на изумительном инструменте работы Страдивари, и звук его сочетает в себе силу и нежность. Его манере свойственны (может, сказывается специфика инструмента?) моменты виртуозного "гарцевания", но в целом он поддерживает тот благородный тонус, который задает пианистка, и ансамбль их характеризуется в целом большой гармоничностью. Орбелян и его оркестр, зачарованные солистами, аккомпанировали им с упоением. Умение участников дуэта проживать музыку на едином дыхании убеждающе проявилось в исполненном ими на бис финале Сонаты си-бемоль мажор Моцарта.