ПОЛИНА ОСЕТИНСКАЯ. ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ И... CТИЛЕМ
Когда-то, в середине восьмидесятых годов, отечественный музыкальный мир был взбудоражен появлением юной пианистки-вундеркинда. Шутка сказать: в шесть лет Полина впервые выступила с концертом в Большом зале Вильнюсской консерватории. В девять она уже солировала в фортепианных концертах Бетховена и Шумана. Имя юного дарования ставили в один ряд с другими советскими чудо-детьми от музыки - Вадимом Репиным, Евгением Кисиным, Максимом Венгеровым. Судьба каждого сложилась по-разному. Фамилия Осетинская на некоторое время была прочно связана в сознании меломанов со скандальной ситуацией в семье пианистки, когда более всего судачили о ее драматических взаимоотношениях с отцом, чем о стиле ее игры. Но прошло время, и чудо-ребенок стал взрослым, юное дарование обрело статус профессионального музыканта.
Нынче Полина Осетинская гастролирует по всей планете, и встретиться с ней в Петербурге было большой удачей. Она давала сольный концерт в музыкальном салоне Генерального консульства Польши в нашем городе. Программа имела изысканное название - "Отзвуки театра". В нее Полина включила фортепианную сюиту своего друга Леонида Десятникова. Звучали в тот вечер также и пьесы Дебюсси, Равеля и Скрябина. Изящная и стройная девушка поразила слушателей не только стильным брючным костюмом a las Marlen, но и экспрессивной манерой исполнения, где артистизм уживался со страстностью. Отыграв без перерыва полтора часа, Полина вышла к гостям салона. Мне удалось "вырвать" ее из круга восторженных почитателей и немного поговорить. Полина подошла ко мне с бокалом шампанского в руках, на которых почему-то не было заметно дорогих бриллиантовых колец...
- Давайте определим вашу среду обитания, то есть где вы прописаны и где живете?
- Прописана я в Москве, но живу там, где выступаю, где у меня есть концерты. То есть мои места обитания - это Москва, Петербург, Нижний Новгород, Нью-Йорк, Майами, Берлин. Профессия музыканта предполагает, что человек живет там, где у него есть работа.
- Вы состоите в сотрудниках какой-либо концертной организации?
- Я ни к чему не приписана, я этакий свободный художник.
- Но самой себе вы принадлежите?
- Естественно.
- У вас есть свой импресарио?
- Я обхожусь без него. Последним моим импресарио был замечательный человек - Борис Самойлович Левит, с которым мы работали шесть лет. Его не стало, и замену ему я найти не смогла ни в человеческом плане, ни в профессиональном. А поскольку я специально нигде не бегаю и ничего не ищу, предпочитая сидеть под деревом и ждать, когда мимо меня пронесут трупы моих врагов, то и менеджера постоянного у меня нет. Конечно, я работаю с какими-то людьми, которые заключают со мною разные контракты, но это краткосрочные деловые отношения, не более.
- Вы зарабатываете себе на жизнь своим трудом и своим талантом. Хватает того, что вы зарабатываете в России?
- Если бы у меня не было зарубежных выступлений со вполне приличными гонорарами, то я вряд ли смогла прожить на то, что получаю здесь. Поэтому и отправляется российский пианист по свету в концертные турне.
- Ваше имя давно стало почти синонимом слова "вундеркинд". А вы себя ощущали юным дарованием?
- Никогда. И это слово я не люблю, потому что слово "вундеркинд" - это, к сожалению, палка с одним концом, потому что в нем заложено понимание того, что оно относится к талантливому ребенку. И никем другим мальчик или девочка в детстве быть не может. Его судьба определена, ибо маленький человек становится заложником своих способностей. Он не может превратиться ни во что другое, кроме как в повзрослевшего талантливого ребенка. Надеюсь, что я этот опасный этап миновала. На мой взгляд, то, что я делаю сейчас, значительнее, интереснее того, что я делала в детстве.
- В том самом детстве с вами случилась драматическая история, связанная с вашим отцом. Эти отношения прекратились?
- Cвои личные переживания по этому поводу я оставлю при себе. К сожалению, шлейф некой скандальности от той давней истории меня постоянно преследует всю жизнь. В частности, благодаря вашему собрату-журналисту. Ведь многих прежде всего интересуют как раз вот такие жареные факты. Я надеюсь дожить лет до шестидесяти или до семидесяти, например, и в этом возрасте меня уже не будут спрашивать: "Полина, а как там ваш папа?!"
- По сегодняшнему выступлению я заметил, что вы строги в одежде...
- Мой наряд был предопределен программой концерта, связанной с театром. Я старалась соответствовать той музыке начала ХХ века, которую выбрала. В этом же стиле написана и сюита Леонида Десятникова. Когда я сочинила эту программу, то у меня в голове носились актерские образы из стихов Верлена и Рембо, парижской богемы начала прошлого века. Мне вообще близка эстетика той культуры, а Марлен Дитрих и Грета Гарбо - мои любимые актрисы. Я надеюсь, что меня не осудят за то, что я позволила себе выбрать такой костюм, который напоминает о них, - брюки и фрак.
- Полина, вас не соблазняли какими-либо кинематографическими или театральными проектами?
- Кинематографическими соблазняли и соблазнили. Я несколько раз побывала в этом аду, который называется "снимается кино". И поняла, что профессия актера - эта самая рабская и зависимая из творческих профессий. Я рада, что моя жизнь сложилась иным образом, и могу позволить себе вот это счастье - заниматься тем, чем хочу. Я не высиживаю и не выжидаю, когда меня позовет режиссер на площадку. Я снималась в фильме "Дневник его жены". Изначально Алексей Учитель хотел, чтобы я сыграла роль любовницы Бунина. Потом у нас как-то не сложилось, и он взял меня на эпизодическую роль поэтессы Одоевцевой на балу. В итоге эти кадры в окончательный вариант не вошли. Но эти три дня, когда мы сидели и ждали, до сих пор помню. Это какой-то ужас, когда сидишь 24 часа подряд, а снимают тебя в лучшем случае пять минут. При этом несколько часов стоишь на одном месте, когда на тебе отрабатывается один дубль. Кошмар! И вот недавно было предложение сниматься в телесериале по роману Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок", но я отказалась, потому что считаю, что это не мое.
- Позволю себе задать банально-традиционный вопрос для пианистки: ваш любимый композитор?
- Есть для меня композитор, который стоит высоко-высоко над всеми остальными. Это Бах. Ниже начинаются все остальные. В принципе для меня всегда любимые те композиторы, сочинения которых я сейчас играю.
- Когда вы приходите в гости или собираетесь в дружеских компаниях, вас часто просят что-нибудь сыграть?
- К счастью, у меня умные друзья, поэтому таких просьб я никогда не слышала и надеюсь, что не услышу.
- Ну а если все-таки придется играть? Что бы вы сыграли?
- Вообще-то я этого очень не люблю и играю только для очень близких мне людей. Играю советские песни, аргентинские танго и собственные джазовые импровизации.
- Вы не пробовали сочинять музыку?
- Нет, это занятие не для меня. В мире столько прекрасной музыки, которой не переиграть за всю жизнь. Зачем же портить столь тонкий озоновый слой собственным музыкальным графоманством?
- Полина, вы красивая молодая женщина, успешная и популярная....
- К чему вы клоните?
- Спрошу прямо: у вас есть поклонники?
- Ну есть поклонники, и что? Они совсем не влияют на мою жизнь.
- А как вы к ним относитесь?
- Я им признательна за то, что они у меня есть.
- Всех интересует: свободны ли вы?
- Свободна. А вообще я принадлежу творчеству и стараюсь быть самой собою.
- У вас в детстве была мечта?
- Конечно, как у каждого нормального ребенка.
- Она сбылась?
- Пока еще нет. К моему счастью, она пока еще живет во мне как мечта. И когда она исполнится, то я обязательно скажу о ней вслух. Пока называть ее не буду, чтобы не спугнуть.
Загадочно и мило улыбнувшись надоедливому интервьюеру, элегантная "мадмуазель Полин" c бокалом шампанского в руках вновь присоединилась к кругу друзей и знакомых. Светское общение продолжалось. Восторженные отзывы и признания сопровождали в этот вечер Полину Осетинскую повсеместно. И самое удивительное, что они казались абсолютно адекватными стилю этой милой барышни, соединившей в себе красоту, обаяние и талант.