ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
Вторая половина июня. Кто еще не в отпуске, тот думает о том, куда и когда бы уехать. И только Эрмитаж не думает отдыхать. Эту неделю музей собирается напряженно работать, а мы собираемся рассказать обо всех задуманных мероприятиях. И не только для того, чтобы вы знали, что показать приехавшим в Петербург гостям и родным. Но и для того, чтобы вы не считали государственный музей застывшей в своей классичности окаменелостью. Эрмитаж живет, дышит и развивается.
Наш первый рассказ - о выставке "Мадонна и рыцари".
Иногда я жалею, что не могу "растроиться" - быть единой в трех лицах, не сочтите за богохульство. 18 июня был как раз такой день. Одна из нас (или меня?) отправилась бы в Нью-Йорк, в музей Гуггенхайма, другая - в Вену, в Художественно-исторический музей, третья осталась бы здесь, в Петербурге, и отправилась в Эрмитаж. И тогда мы все втроем увидели бы открытие цикла выставок Connecting museums ("Соединяя музеи").
Как пообещал Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, однажды это станет возможным. Не "растроение" меня, конечно, а действительно одновременное открытие выставок из этого цикла в трех музеях-партнерах - возможно, с помощью телемоста. Но не будем строить воздушных замков, тем более что уже есть замки реальные. Ими и займемся.
В январе прошлого года директора трех музеев заключили соглашение "О развитии долгосрочных программ сотрудничества", первой акцией которого и являются три выставки в трех музеях. А в целом сотрудничество предполагает не только совместные выставки, но и другие международные проекты: обмен экспонатами, публикация книг и каталогов, образовательные программы и т. д.
Каждая из трех выставок демонстрирует три шедевра - один из собственного собрания музея, два других - из партнерских музейных собраний. В Нью-Йорк уехал наш Рембрандт "Портрет Бартье Мартенс" и Веласкес из Вены "Инфанта Мария Тереза в розовом платье" плюс свой Мане "Перед зеркалом". В Вене экспонируется Макс Эрнст "Облачение невесты" из собрания Гуггенхайма, эрмитажный Тинторетто "Рождение Иоанна Крестителя" и собственный Веронезе "Эсфирь с Артаксерксом". А в Концертном зале Эрмитажа вы увидите две картины Ван Дейка - "Мистическое обручение блаженного Германа-Иосифа с Марией" из Вены и петербургская "Мадонна с куропатками", а также картину Оскара Кокошко "Странствующий рыцарь" из нью-йоркского музея.
В идеале каждая выставка должна потом посетить все три музея.
Белое убранство Концертного зала Эрмитажа не отвлекает внимания от картин. Стенды с полотнами помещены в центре зала, специально освещены. Немаловажно, что картины вы не можете увидеть одновременно, только по очереди. Таким образом ваше внимание не рассеивается, не ослабевает. Вы совершаете круг за кругом - две Мадонны Ван Дейка и рыцарь Кокошко. Мягкий колорит полотен, сдержанная гармония и чистота линий Ван Дейка - барокко. Тревожная серо-коричневая гамма, крупные мазки, искаженное выражение лица - экспрессионизм в стиле Оскара Кокошко. Но несмотря на утраченное за три века спокойствие, в небесах над распростертым на земле рыцарем все-таки есть ангел, а значит, и Мадонна не оставила его - надежда есть.