ЧТО ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ?
Если мы готовы признать исторический факт - становление в России демократического, пусть и с многочисленными издержками, государства, то тогда признаем, что в таком государстве неизбежна ротация власти на всех уровнях. Неизбежны и перемены (это вовсе не значит, что они произойдут сегодня или завтра) как в Смольном, так и в Мариинском дворцах - то есть в исполнительной и законодательной ветвях власти.
В спорах о сильных и слабых сторонах нынешнего депутатского корпуса, действующей администрации очень часто упускается из вида перспектива развития нашего города. Пока что большинство словесных баталий разворачивается вокруг подготовки к 300-летнему юбилею Петербурга. Но пройдет 2003 год - неизбежно наступит 2004-й. Что там, за горизонтом? Повестку дня пора начинать формировать уже сегодня.
Уверен, что профессионалы смогут предложить пути решения наиболее болезненных, кажущихся неразрешимыми городских проблем: ликвидации коммуналок, преодоления кризиса общественного транспорта, неуклонного старения городской инфраструктуры. Несомненно, что найдутся и рациональные современные способы привлечения инвестиций, а не кредитов - нелегкого бремени для карманов горожан. Но в данном случае речь пойдет об ином - о духовных аспектах преодоления кризисных явлений.
В случае прихода во власть новых людей главной задачей для них станет преодоление того духовного раскола, в котором несколько лет пребывает город. Говоря объективно, следует признать, что губернаторские выборы 1996 года привели к такому расколу общества. Не станем сейчас говорить о том, кто за что ответственен в этом расколе. Но он усилился, углубился в результате агрессивных выборов 1998 года в городское ЗС. Да, выборы - это борьба, порой весьма жесткая. Но после выборов власть обязана стремиться преодолеть их последствия, объединяя вчерашних оппонентов. У нас этого так и не произошло.
Реальностью этих лет были взаимные обиды и подозрительность, всплески информационных войн, господство "черного пиара" и просто подкупа избирателей. Питер стал полигоном разного рода "грязных" технологий. В Москве же (при всем неоднозначном отношении к господину Лужкову) власть нашла в себе силы переступить через собственные обиды, комплексы и смогла сформировать достаточно эффективную и консолидированную структуру, направленную на выполнение хозяйственных задач. Стоит ли удивляться тому, что питерцы, возвращаясь из Москвы, удивляются и по-хорошему завидуют тем переменам, что идут в столице, превращению ее в современный европейский город.
Мы же живем в атмосфере поисков врагов, якобы мешающих смольнинцам и части мариинцев творить добрые дела. "Собчаковцы" и зловредные "московские петербуржцы", "бильдербергский клуб" и окружная прокуратура - кто только не побывал за все минувшие годы на этом месте. Ясно, что власть-2004 будет просто обязана переломить такую ситуацию, стать властью открытой, консолидирующей. Не менее важная задача наряду с преодолением раскола, встающая в повестку дня, - возрождение энергичного духа петербургской предприимчивости.
Недавно был опубликован список тысячи лучших менеджеров России. Вычленив "питерский корпус" из этого списка, можно прийти к выводу, что ведущими отраслями производства в нашем городе являются легкая и пищевая промышленность. Между прочим, это как раз те отрасли, вмешательство в развитие которых городских властей было минимальным. Они и шли вперед. Но право же обидно, что город практически не представлен в списке "тысячи" менеджерами туристической сферы, транспорта (за редким исключением) и высокотехнологических предприятий - то есть теми, где город просто обязан быть на передовых позициях. Можно в очередной раз обидеться на составителей списка, заявив, что они подвержены "антипитерским настроениям". А можно и задуматься над тем - как помочь развитию города, как пробудить инициативу и предприимчивость горожан. Для этого следующая власть должна будет серьезно заняться разбюрокрачиванием городской жизни, ликвидацией деления бизнеса на любимый и не очень. Вообще в городе явно назрела проблема "равноудаленности" власти от бизнеса, формирования новой среды таких взаимоотношений.
Наконец, третья генеральная задача - уловить исключительно благоприятный для города момент президентства В. Путина и приступить к осуществлению широкой программы европеизации Петербурга не на словах, а на деле. Здесь есть проблемы, решаемые чрезвычайно легко. Например, иностранный туризм в городе сдерживается отсутствием указателей-дубликатов, начертанных латиницей. Кстати, ЮНЕСКО уже пригрозило лишить Петербург его международного культурно-исторического статуса, если соответствующие меры не будут приняты. Европеизация Петербурга не на словах, а на деле будет предусматривать и куда большую, чем сейчас, открытость городских властей. Скажем, в Стокгольме в городской аналог нашей контрольно-счетной палаты с просьбой провести проверку расходования бюджетных средств города может обратиться любой гражданин "с улицы", не говоря уже о журналистах. На этом фоне странные манипуляции вокруг нашей КСП, цель которых - закрыть данные о расходовании бюджетных денег, - явный признак деевропеизации городской жизни.
Конечно, это не полный перечень того, что предстоит сделать следующей городской власти. Это только постановка вопроса. Ясно, что время обсуждать такие вопросы неуклонно назревает.