СЛАВА ТОЖЕ ВЫБРАЛ ПИТЕР
Мстислав Ростропович родился 27 марта (в тот день "НВ" поздравило его с 75-летием, посвятив этому обширную статью). Но мир начал праздновать юбилей своего любимца заранее, с начала года, и продолжает до сих пор. Торжества уже состоялись в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Риме и множестве других мест. В феврале Маэстро побывал в Воронеже, где местное музучилище пожелало принять имя отца и сына Ростроповичей. Настало время - и местом встречи Мстислав Леопольдович по примеру президента выбрал Петербург.
То было не официальное чествование, а встреча друзей, коих набралось несколько сот. Проходила она в живописном, осененном молодыми березками дворе школы искусств имени Ростроповича на Измайловском и длилась часов пять. Одни гости, как Юрий Темирканов, Максим Шостакович, Борис Тищенко, Александр Кнайфель, Владислав Успенский с Ириной Таймановой, руководитель московского театра "Геликон" Дмитрий Бертман, оставались до конца, другие, как Ирина Шостакович, губернатор Владимир Яковлев, Сергей Слонимский, Владимир Потанин, Александр Запесоцкий, ушли пораньше, третьи, как Валерий Гергиев, Михаил Швыдкой, лишь заскочили поздравить.
Руководство школы и фирма "Конкорд" крепко постарались, чтобы было нарядно, весело, изобильно. По ходу праздника Вишневской и Ростроповичу вручались награды: ордена "Созидателю Петербурга", почетные грамоты - Галине Павловне от президента, Мстиславу Леопольдовичу от Министерства культуры. В этот вечер Ростропович был назван почетным профессором Петербургской консерватории (хотя, как он засвидетельствовал, уже избирался таковым - правда, то была Ленинградская консерватория), почетным членом Академии адвокатуры - как защитник обиженных и немощных. О благотворительной деятельности Ростроповича и Вишневской говорили много и серьезно, выражая признательность тысяч спасенных ими детей и взрослых.
Там, где Слава, - всегда дружный хохот. Так было и на этот раз. Юбиляр поведал множество смешных историй. Вспоминал он, как, впервые увидав Вишневскую, спускающуюся в гостиничный ресторан в Праге, пораженный ее красотой, онемел, а затем нашла на него "лихорадка остроумия". Он острил четыре дня, а на пятый они стали мужем и женой. Когда один американский журнал обратился к нему с вопросом, что он думает об этом теперь, он ответил: "Думаю, что потерял четыре дня" - и получил премию в 40 долларов за самый остроумный ответ. "Я и сейчас, когда мы вместе, острю, - признался Слава и рекомендовал всем мужчинам учитывать его опыт: "Женщина, которую рассмешили, менее готова к сопротивлению".