ИЛЛЮЗИЯ УСПЕХА СТОИМОСТЬЮ В 7 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
14 июля 2000 года Петербургским управлением юстиции была зарегистрирована общественная организация "Региональный общественный фонд по оказанию социальной поддержки населения Санкт-Петербурга "Терция". Спустя чуть меньше года, 22 мая 2001 года, было возбуждено первое уголовное дело по заявлению жительницы Санкт-Петербурга, потерпевшей от деятельности "Терции". Впоследствии следствием было возбуждено еще 20 таких же уголовных дел по заявлениям граждан. Все эти дела были объединены в одно, которое сначала расследовалось Главным следственным управлением при петербургском ГУВД, а затем было передано в следственное управление Следственного комитета при МВД РФ по СЗФО. 6 сентября 2001 года по иску прокуратуры судом было принято решение о прекращении деятельности и ликвидации РОФ "Терция".
Из материалов уголовного дела
Одним из основных фигурантов по делу "Терции" проходит некто Александр Радов. По версии предварительного следствия, именно ему в августе 2000 года пришла идея с созданием "Терции". Для реализации этой идеи Радов пригласил двух человек - Дениса Коробкова и Ольгу Третьюнину. Втроем они составили основной костяк группы, Радов даже сам проводил так называемые семинары - ключевой этап в задуманном. Впоследствии за несколько месяцев в группу были привлечены еще 12 человек. Официально Александр Радов значился президентом фонда. При знакомстве же "клиентов" с "Терцией" Радов вместе с Третьюниной представлялись заместителями главы "Терции", а Коробков - директором или исполнительным директором фонда.
По своей сути фонд "Терция" был создан по схеме многоуровневого бестоварного сетевого маркетинга и являлся обычной финансовой пирамидой, хотя создатели "Терции" это упорно отрицают. Финансовое благополучие "Терции" основывалось на постоянном привлечении все новых членов, а соответственно, и их денежных средств. Для создания доверительного отношения "клиентов" к фонду использовались внешние признаки респектабельности и надежности. К примеру, мероприятия по привлечению новых членов, так называемые семинары и лекции, проводились в специально арендуемых для этого помещениях в крупных гостиницах и бизнес-центрах Санкт-Петербурга. При этом создатели "Терции" всячески старались убедить граждан в сопричастности властей к деятельности "Терции": встречи проводились в местах, расположенных рядом с госучреждениями, а потенциальным членам доверительно сообщали, что деятельность "Терции" патронируется петербургской администрацией. Структура "Терции" была строго иерархична и включала в себя несколько уровней: пригласители, бизнесмены, руководители инициативных групп. При вступлении в ряды "Терции" новый член через некоторое время становился пригласителем. При выходе на определенный уровень, который исчислялся количеством "завербованных" людей, пригласителю присваивалось звание бизнесмена, а затем по тому же принципу - руководителя инициативной группы. При этом вознаграждение за привлечение новых членов получал как непосредственный пригласитель, так и его вышестоящие коллеги по цепочке - бизнесмен и руководитель инициативной группы. Правда, происходило это только в случае, если новичок вносил всю сумму сразу. Если же платилась только часть взноса, а затем новичок отказывался от вступления в фонд, тогда уже выплаченная сумма уходила "в карман" организаторам аферы. Кстати, Радов и Третьюнина сами являлись по статусу руководителями и имели свои группы, с которых также получали доход. Коробков, напротив, получал только назначенную ему зарплату и фактически выполнял функцию лектора на семинарах.
Процесс деятельности "Терции" состоял фактически из двух основных этапов: "информационных" семинаров и "учебных" лекций. На первых фактически осуществлялась "вербовка" новых членов организации, а на вторых - стимулировалась работа по привлечению очередных "клиентов". "Информационные" семинары, кстати, были платные: билет стоил 250 рублей. Видимо, предприимчивые организаторы аферы придерживались принципа "с паршивой овцы хоть шерсти клок": даже если посетитель срывался с крючка, он приносил предприятию доход в размере стоимости входного билета. На семинаре члены организации рангом не ниже бизнесмена, имеющие респектабельный внешний вид, рассказывали о том, каких деловых успехов они добились, работая в "Терции". Посетителям объяснялось, что это уникальный бизнес, суть которого заключается в "перспективной" схеме привлечения средств и их распределения. Для наглядности слушателям семинара с помощью видеотехники демонстрировались различные схемы, подтверждающие выгодность предлагаемого бизнеса.
Из материалов уголовного дела
Эксперты, изучавшие деятельность "Терции", вынесли заключение: процесс психологического воздействия на потенциальных "клиентов" фонда имел характерные признаки ритуализации. То есть для достижения необходимого эффекта организаторы аферы следовали разработанной жесткой схеме воздействия на посетителей. К примеру, для предварительной психологической обработки посетителей приглашали за час до начала семинара. Вокруг них создавалась атмосфера доверия и комфортности, для чего посетителей неотступно сопровождали уже состоявшиеся члены "Терции" из числа близких и родственников приглашенных. Сами семинары проходили под музыку, создающей ощущения дружественности и надежности. В определенные моменты, во время выступлений ораторов, публика выкрикивала слова одобрения в адрес выступающих и лозунги, поддерживающие тезисы "Терции". При этом сопровождающие ненавязчиво вовлекали в этот процесс и новых посетителей.
Методика психологического воздействия предполагала следующие условия: минимальную информацию о деятельности "Терции", личность и внешность пригласителя, ощущение "клиентом" своей избранности (за счет оказания ему повышенного внимания). Технически обман строился на нескольких моментах: психологическое влияние внешних раздражителей (свет, музыка, выкрики) и неосведомленность граждан как о деятельности самой "Терции", так и вообще о схемах обмана типа финансовой пирамиды. Кроме того, на инструктажах по привлечению новых членов организации рекомендовалось приглашать людей парами: муж - жена, родители - дети и т. д. Дело в том, что в таком случае предупреждались возможные разногласия между родственниками по вопросу вступления в фонд и выплаты взноса.
Ни один из организаторов аферы не имеет специального психологического образования, но при этом "методички" по привлечению новых членов были разработаны с использованием психологической литературы. Кроме того, по материалам "бестселлеров" Дэйла Карнеги и Наполеона Хилла.
После того как посетитель высказывал принципиальное согласие на вступление в ряды "Терции", наступал второй этап, в результате которого гражданин лишался 2900 долларов и получал сомнительное право вовлекать в это предприятие все новых людей. Причем этот второй этап отличался быстротой реализации, чтобы потерпевший не успел одуматься. Во-первых, сразу после того, как потерпевший давал согласие на вступление в "Терцию", с ним проводилось индивидуальное собеседование, в ходе которого разъяснялись условия вступления в фонд. Для этого необходимо было заплатить вступительный взнос в размере 2900 долларов США. Клиентам объясняли, что, в свою очередь, их будущая зарплата будет формироваться за счет средств привлеченных новых членов фонда, а поступающие средства расходуются на развитие фонда. Поступившие средства делились следующим образом: 500 долларов получал пригласитель клиента, 900 долларов по цепочке уходили в карман бизнесмену, а 300 долларов выплачивалось руководителю инициативной группы. Остальные средства шли в так называемую рабочую кассу фонда. Из нее, в частности, оплачивалась аренда помещений для проведения семинаров, закупка оргтехники и т. д. Для того чтобы "клиент" не передумал вступать в ряды "Терции", а следовательно, и платить взнос, его ставили в условия цейтнота, то есть деньги он должен был выплатить в короткий срок. При этом, для того чтобы у потерпевшего не было путей к отступлению, ему предлагалась поэтапная оплата, но без возвращения денег в случае отказа от вступления в "Терцию". Более того, даже если клиент внес всю сумму и через некоторое время захотел выйти из "Терции", деньги ему не возвращались. Для юридического закрепления этих соглашений клиента убеждали подписать ряд документов - так называемые Конфиденциальное соглашение и Заявку о приеме. После того как потерпевший оплачивал свое вступление в фонд, для него периодически (три раза в неделю) проводились учебные лекции. Их цель заключалась в стимулировании работы членов фонда по привлечению новых клиентов. Эти лекции Радов проводил сам.
Всего по версии обвинения с июля 1999 года по март 2001 года организаторы "Терции" привлекли не менее 7,5 миллиона рублей. В милицию поступило 125 заявлений потерпевших.