ВОЙНА С ДВУХ СТОРОН
Падение прежних мифов подвигнуло многих из нас новыми глазами посмотреть на Великую Отечественную войну. <br>Это характерно не только для сегодняшней России, но и для Германии, особенно для поколения послевоенных немцев.
В Германии сегодня хорошо известен немецкий писатель Вальтер Кемповски, автор более сорока романов о жизни немцев в ХХ веке. Без преувеличения, он прошел сквозь огонь и воду и медные трубы. Во время войны он пострадал от фашистов - за вольнодумство был отправлен на исправление в штрафную роту гитлерюгенда, а после войны - от коммунистов, будучи осужден по приговору военного трибунала советской зоны оккупации в Германии по подозрению в шпионаже в пользу американцев на 25 лет лагерных работ. Восемь лет он провел в Баутценской тюрьме - по иронии судьбы в том же самом блоке, где нацисты всю войну держали главного немецкого коммуниста Эрнста Тельмана. Свои впечатления от восьмилетней отсидки Кемповски блестяще описал в своем первом романе "В тюремной камере". После этой книги, которая повергла немецкое общество в настоящий шок, о Кемповски заговорили.
И вот его новая книга - многотомный "Эхолот". Это уникальная попытка показать войну с обеих сторон глазами очевидцев, причем не только ушедших из жизни, но и ныне здравствующих. Начало было приурочено к 50-летию Сталинградской битвы. В нынешнем году в Германии вышел еще один том "Эхолота", в котором охвачен период с 21 июня по 31 декабря 1941 года - день за днем, в записях дневников и воспоминаний самых разных людей. Первым, кто выступает в книге, - известный французский писатель Андре Жид. Потом появляются немцы, а первым представителем СССР, фигурирующим в этой книге, становится Лаврентий Павлович Берия со своей докладной Сталину, датированной 21 июня 1941 года, в которой он пишет, что нет нужды реагировать на провокационные сообщения: мол, мудрый вождь может спать спокойно, войны не будет...
Кемповски действует как художник, словно складывая мозаику. Ему удалось создать картину "коллективного дневника" - от простых людей до вершин культуры и политики. Среди персонажей книги можно встретить Гитлера и Сталина, Геббельса и Берию. Здесь есть не только воспоминания Германа Гессе и Дмитрия Шостаковича, Томаса Манна и Даниила Гранина, но и простых людей, среди которых - и немецкие солдаты и офицеры, в том числе воевавший под Ленинградом унтер-офицер Вольфганг Буфф и защитники блокадного Ленинграда. Один из них - Александр Шошмин, который уже на протяжении двадцати лет является директором мемориального комплекса "Пискаревское кладбище". А посвящена книга еще одному нашему соотечественнику - Анатолию Филипповичу Платицыну, занимавшемуся поисками авторов документальных свидетельств, встречами с ними, а затем переводом материалов на немецкий язык.
Пока эта уникальная книга вышла только на немецком, и, без сомнения, она станет настоящей сенсацией, если будет издана у нас на русском языке. К сожалению, в нашей стране до сих пор нет ни одной книги, в которой бы война показывалась с двух сторон.
Новое поколение отечественных историков, выросшее после падения "железного занавеса", еще только-только подходит к проблеме "войны с двух сторон". "Почему в нашей стране-победителе за шестьдесят лет ни в литературе, ни в кино нет ни одного эпохального произведения, которое было бы известно за границей? - размышляет председатель центра международного сотрудничества "Примирение" Юрий Лебедев. - Дело в том, что мы стали заложниками самих себя. Мы всегда воспринимали Вторую мировую войну как Великую Отечественную, отграничивая и изолируя себя от всего мира. Да, конечно, именно на нашу страну в ту войну пришелся главный удар, но надо признать: война шла везде, а не только в России. Нам придется признать, что Великая Отечественная война - это часть Второй мировой. Потому что мы живем в мире, а не мир живет в нас. Тогда мы займем достойное место в мировой военной историографии".
...Однако значимость "Эхолота" Вальтера Кемповски еще и в том, что он пытается понять не только трагедию Второй мировой, но и пытается разобраться в феномене войны как таковом.
"Показ ужаса, который человечество время от времени преподносит себе, бедствий, о которых речь идет уже в Апокалипсисе, делает лишь немногих людей благоразумными, - пишет Кемповски. - Поэтому напрасна надежда верить в то, что люди воспримут события, о которых идет речь в "Эхолоте", как повод для их поворота к лучшему. Те немногие, кто все же это сделают... возможно, дойдут до понимания, что это поможет всем нам преодолеть грядущий день".