ЛЕВ КАПЛАН, ДИРЕКТОР СОЮЗА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ, Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЭКОНОМИСТ РФ, ПОЧЕТНЫЙ СТРОИТЕЛЬ РОССИИ: ПУСТЬ НАМ ВЛАСТЬ ХОТЯ БЫ НЕ МЕШАЕТ
Сегодня в Петербурге и, наверное, даже во всем Северо-Западном регионе России нет ни одного человека, имеющего хоть какое-то отношение к инвестиционно-строительной деятельности, которому было бы неизвестно это имя - Лев Каплан. Он один из немногих, кто умеет говорить со власть предержащими на равных, не заглядывая им в глаза, смело критиковать, когда они того заслуживают, и в итоге, наверное, именно поэтому авторитетнейший в своей области человек заставил их прислушиваться к своему мнению. Сегодня он гость нашей редакции.
- Лев Моисеевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности "Союзпетростроя", директором которого вы являетесь. Для чего он создавался?
- Санкт-Петербургский союз строительных компаний - не только самое крупное общественное объединение предприятий строительного комплекса нашего города и Ленинградской области, но и в России. "Союзпетрострой" был образован в феврале 1995 года по инициативе 40 компаний. За 7 лет работы он увеличил количество своих членов в 8 раз и к маю 2002 года объединял в своих рядах более 340 организаций, то есть около 70% работников, занятых в строительной отрасли Санкт-Петербурга. Основной целью союза является выражение и, по мере сил, осуществление интересов как отдельно взятой компании, так и наших общих чаяний, связанных с развитием инвестиционно-строительного комплекса города и области, созданием правовой системы и рыночных механизмов. Мы представляем и защищаем интересы членов "Союзпетростроя" в региональных и федеральных органах власти, оказываем информационное содействие фирмам в получении подрядных работ и услуг, создании консорциумов для участия в тендерах, выдаем рекомендации нашим компаниям, помогаем устанавливать взаимовыгодные связи внутри союза. Кроме того, мы активно работаем с другими общественными объединениями, зарубежными ассоциациями и партнерами, СМИ. Занимаемся аналитическими исследованиями различных сегментов инвестиционно-строительного рынка, строящимися и реконструирующимися объектами, проводим разъяснительную работу по предупреждению наступления страховых случаев, связанных со строительно-монтажными рисками. Еще одно отдельное направление нашей деятельности - проведение различных семинаров, конференций, круглых столов, презентаций и деловых встреч.
Основой союза, конечно же, являются различные строительные компании, но в наших рядах и десятки производителей и поставщиков стройматериалов, изделий и оборудования, проектные учреждения, банки, риэлторские фирмы, страховые компании, учебные заведения и т. д. За 7 лет работы нами был подготовлен и принят депутатами ЗС закон "О государственной поддержке Санкт-Петербургом инвестиций в жилищное строительство", ряд распоряжений администрации города. Два года назад совместно с Балтийским банком мы внедрили программу "Долевого участия граждан в строительстве жилых домов с элементами ипотеки". Сейчас она успешно работает. При нашей поддержке выпускаются издания, которые помогают нашим жителям ориентироваться в строительном бизнесе, активно участвуем в общегородских программах, например, в такой как "Общественное признание". Хочу подчеркнуть, что союз открыт для вступления в него новых членов. Вместе нам легче будет устанавливать цивилизованные правила игры, обезопасить рынок от недобросовестных конкурентов, защищать строительный бизнес от потрясений.
- Лев Моисеевич, в чем, на ваш взгляд, заключается особенность развития инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга? Известно, например, что Москва в свое время пошла совершенно другим путем...
- Действительно, еще во времена Анатолия Собчака наш городской строительный комплекс первым в России смело вошел в рынок. В той же Первопрестольной до сих пор в этой отрасли существует "полукомандная" административная система. И это несмотря на то, что строительство традиционно считается одной из самых "рыночных" отраслей экономики. Например, в подавляющем большинстве западных стран строительство никогда не было государственным, поэтому оно развивалось по совершенно незнакомым для нас законам. Естественно, что изменение "армейского" характера строительного комплекса на рыночный дался весьма болезненно. Во-первых, произошло серьезное разукрупнение строительных компаний. Раньше их было порядка 250, сейчас же выдано порядка 10 тысяч лицензий (правда, реально работают лишь 1,5-2 тысячи фирм). Во-вторых, произошла демонополизация рынка. На фоне приватизации появилась реальная конкурентная среда. В-третьих, изменились источники финансирования строительства. На сегодняшний день из бюджета финансируется лишь 1,8% всего вводимого в строй жилья. В основном - порядка 80% - это деньги дольщиков. Если говорить об истории появления сегодняшних активных игроков на рынке, то порядка 50% всех компаний возникло в результате приватизации, остальные - вновь созданные фирмы. 96% всех компаний - частные, остальные 4% остались в государственном ведении (в основном военные). При таком соотношении реально управлять "не своим" городские власти не могут. Но они должны создавать условия для нормального функционирования системы. К сожалению, пока им это не всегда хорошо удается. Так, ЗС долго считало, что не дело власти поддерживать застройщиков, при этом упуская из виду, что здесь существует и социальный аспект вопроса. Ведь если что случится с фирмой, пострадают горожане, доверившие ей свои кровные. Еще пример. В июле 2001 года был принят закон, я его уже упоминал, "О государственной поддержке инвестиций в жилищное строительство". С того времени прошел год, но администрация города, похоже, так и не собирается его выполнять. Хотя в нем прописаны очень важные механизмы, такие, как долгосрочное кредитование граждан и т. д.
- Получается, что нынешняя городская власть плохо справляется со своими обязанностями?
- Судите сами. В прошлом году было сдано 1118 тысяч квадратных метров жилья. За бюджетный счет где-то порядка 20 тысяч. При этом инвесторы только за введенные дома выложили 500 млн долларов, порядка 60 млн долларов получил город в качестве отчислений на инфраструктуру. Я не знаю, куда пошли эти деньги, но очень похоже, что не на развитие строительной отрасли города. Впрочем, я не могу не отметить, что с тех пор, как комитет по строительству возглавил Александр Вахмистров, многое стало меняться в лучшую сторону, удалось наладить конструктивный диалог власти с бизнесом.
- Какая, на ваш взгляд, сейчас самая злободневная проблема в области строительства?
- Их несколько. Главная - неустойчивость рынка. Он держится исключительно на доверии людей. Не будет его - не будет и нового жилья. Поэтому крайне важно объективно определять по-настоящему надежные компании, разработать и принять более четкие юридические аспекты долевого участия, которые бы защищали граждан, создать институт страхования рисков дольщиков. В городе работает экспертный совет по определению надежности компаний строительного комплекса (ЭСОН). Он дает конкретные рекомендации по многим вопросам, например, что обязательно должно быть включено в договор с застройщиком.
Сегодня следует задействовать более цивилизованные механизмы участия горожан в строительстве. Что я имею в виду? Во-первых, банковское кредитование строительного комплекса, во-вторых, развитие ипотечных схем. Совершенно очевидно, что предложенный американский вариант ипотечного кредитования у нас не может эффективно работать: нужен патронаж государства. У банков же отсутствуют схемы кредитования, сказывается отсутствие у большинства из них "длинных" денег. Город денег на социальное жилье не выделяет. В той же Москве на эти цели идет 10% валового городского продукта, в Чебоксарах - 30%, а у нас - 0,5%. Комментарии излишни: сегодня петербуржцы, чтобы улучшить свои жилищные условия, вынуждены рассчитывать исключительно на собственные силы.
Как это ни тревожно звучит, но мы должны признаться, что город сегодня не готов к жилищному строительству. В Приморском районе наблюдается острый дефицит тепла, на Юго-Западе нет нормальных очистных сооружений. Это должно быть головной болью властей. Повторюсь, непонятно, куда город тратит деньги, которые получает от застройщиков. Есть еще более тревожный факт - дефицит "пятен" под застройку. Сейчас на них более тысячи заявок. Из-за того, что процедура их приобретения не упорядочена, очень часто их получают посредники для перепродажи. Бывает и так, что наберут сразу несколько, а сил их освоить нет. Например, фирма "Мишель" хочет взять "пятно", хотя весь ее штат насчитывает 2 человека. Возникает вопрос: что она с ним будет делать. Инвестиционно-тендерная комиссия, по существу, является не тендерной, а распределительной структурой. На мой взгляд, "пятно" следует выдавать при двух необходимых условиях. Либо при наличии у инвестора необходимых средств для строительства, либо при существовании протокола о намерениях с генеральным подрядчиком. Должно также учитываться наличие опыта, профессиональных кадров в штате фирмы.
- Законодательное собрание приняло закон об общественных слушаниях, которые должны проводиться при принятии решений о начале строительных работ в жилой зоне. Ваше отношение к нему?
- Действительно, депутаты посчитали, что если 30% присутствовавших на собрании граждан высказались против, строительство следует приостановить или не начинать вовсе. Но силу закона этот документ получит лишь после подписи губернатора, а я почти не сомневаюсь, что он наложит на него свое вето. Дело в том, что упомянутое решение будет противоречить градостроительному кодексу, по которому мнение граждан должно лишь "учитываться". Мне кажется, что надо более взвешенно подходить к проблеме. Мы должны понимать, что город должен развиваться не только вширь, но и вглубь. И это далеко не обязательно должно быть жилищное, но и коммерческое строительство. Сейчас по городу строится 19 торговых центров - это в 2 раза больше, чем год назад, множество гостиниц и офисных помещений. Они городу жизненно необходимы.
Отдельная тема - промышленное строительство. Традиционно так сложилось, что наш город развивался вдоль Невы и ее притоков. В итоге в историческом центре оказалось более 100 предприятий, многие из них работают на 10% мощности, часть из них экологически небезвредны. Сегодня нужен городской закон об их "переселении" в пригороды. На их месте следует создавать бизнес-зоны. Пока что примеров добровольного переезда крайне мало. За исключением "Знамя труда" сразу и не припомнишь.
Вообще, как это ни парадоксально, но город существует без основополагающих строительных законов. Речь идет о градостроительном регламенте (он имеется уже в 20 субъектах РФ). В нем должно быть прописано, где и при каких условиях и что можно строить. Его проект существует, но почему-то все никак не удается его принять. Нет у нас и генерального плана развития города. Старый, принятый в 1986 году, безнадежно устарел. Над новым сейчас работает комитет по градостроительству и архитектуре. Как ни странно, многие чиновники, похоже, не уверены, что этот документ вообще нам нужен.
А ведь в нем необходимо будет учесть, что будет с городом через 20 лет. Это должен быть социально-экономически ориентированный план. Поэтому очень странно, что к его разработке не привлечены ни социологи, ни экологи, ни демографы, ни экономисты.
Сейчас строительный комплекс развивается не благодаря властям, а, скорее, вопреки. Он саморегулируем и самодостаточен, и в общем-то сам в состоянии решать собственные вопросы. От власти мы ждем нормальных законов и создания условий для работы в конкурентной среде. Именно в этом ее роль в рыночной экономике, а вовсе не в административных методах управления или полном бездействии.