И ЗАЗВОНЯТ ОПЯТЬ КОЛОКОЛА
В звоннице новгородского кремля работает выставка "древние колокола Великого Новгорода". Как полагают историки, появление колоколов в древнем городе связано со строительством Софийского собора. Время создания первой каменной звонницы неизвестно, летопись 1437 года сообщает, что звонница упала вместе с кремлевской стеной, подмытой разлившимся Волховом. В 1439 году архиепископ Евфимий II поставил заново "колокольницу каменную на старом месте, на городе". Сегодня Софийская звонница включена ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.
В последний раз звонницу перестраивали уже в прошлом веке. И все бы ничего, да только в войну оказалась она на линии огня. С тех пор, если не считать 50-х годов, когда звонницу чуть подлатали, ее долго не могли отреставрировать. Но пару лет назад нашли все-таки деньги, и теперь она вполне "боеспособна". Хотя, разумеется, держать колокола весом в 1614 пудов (именно таков колокол, отлитый в XVII веке новгородским мастером Ермолаем Васильевым) и даже "Воскресный", в котором "всего лишь" 590 пудов (сработан валдайскими мастерами в XIX веке), сооружению явно не под силу.
В XI-XV веках новгородцы пользовались колоколами, приобретенными за границей, которые были не слишком больших размеров. Единственный сохранившийся колокол итальянской работы, привезенный, по преданию, в 1106 году основателем первого в Новгороде монастыря Антонием Римлянином, и экспонируется на выставке. Кстати, он весит всего 20 килограммов. А первые отечественные колокола для новгородцев отливали в Пскове. У скобарей и набирался опыта первый новгородский "колокольных дел мастер" Иван, живший на Городище.
До XVII века колокола использовались для очепного звона. Они намертво крепились к валу, вал раскачивали вместе с колоколом, его стенки ударялись о колокольный язык и рождали ровные, мерные звуки. Со второй половины XVII века широкое распространение получил языковый звон. При нем веревка крепилась уже не к валу, а к языку колокола. На крышу звонницы меня провел (через крайне узкое отверстие) Андрей Васильев, звонарь Софийского собора (на снимке). На крыше звонницы ветер пронизывающий. Из пяти пролетов колокола только в двух - предназначенные для больших колоколов, пустуют.
В левом пролете, что ближе к Святой Софии, - с десяток колоколов. Один помассивнее, но и тот, похоже, больше чем на 10-15 пудов не тянет. Остальные, так называемые зазвонные, и того меньше. Все, кроме одного, современные. От языков колокольных - веревки, за которые звонарь их раскачивает. От самого большого колокола - веревка к ноге, как стремя.
А вообще, рассказывает Андрей, "играть можно хоть ушами". В Витославлицах, новгородском Музее русского зодчества, стоят деревянные часовенка и церковь Святого Николы. В церкви - полтора десятка колоколов. А звонарь один. И к локтям, и к коленям, и к бедрам приходится веревки привязывать. Заморским мастерам такое и не снилось. Тем более что это на Софии колокольный звон строгий, церковный, а в Витославлицах, где церкви не действуют, и народные мелодии можно играть, и темы из классики - Рахманинова, Чайковского, Мусоргского.
Вот и разносится над Новгородским кремлем или Витославлицами то благовест, то будничный звон, то воскресный, то водосвятный, то пасхальный... Кстати, и мне дали "дернуть за веревочку". Вроде бы не испортил колокольные перепевы.
На колокольне звонить проще. Там звонарь один. А на Софийской звоннице, когда все колокола были в "боевом строю", по штату числились девять звонарей. Целый ансамбль. Сегодня их только двое: Андрей Васильев и Алексей Заварин. Раньше каждый храм имел свою часовенку или колокольню. А сегодня в Новгороде звонят только в Софии Святой, в церкви Апостола Филиппа и в Покровском соборе. Да и колоколов почти не осталось.
Что не уничтожили воинствующие атеисты в 20-х годах, пропало в годы войны. Сегодня, правда, хорошие колокола делает Каменск-Уральское товарищество "Пятков и компания". А вот воронежцы халтурят. В Витославлицах есть колокол из Воронежа, так он даже заржавел, столько в нем железа. Предки-то наши предпочитали обходиться оловом и медью. Да золото с серебром в колокола свои добавляли. Сегодня, правда, ученые пришли к выводу, что драгоценные металлы на звуковые качества колоколов особо не влияют. А я полагаю, что не для звука князья русские не жалели злата и серебра при выплавке колоколов.
На Руси же колокол был посредником между Богом и человеком, он звал людей в храм, он лечил их звуком своим (что, заметим, ныне доказано наукой). И не случайно колоколам давали имена. Сысой, Палилей, Лебедь, Голодай... Жаль только, что утеряны традиции новгородского церковного звона, что начинать все приходится с нуля, по книгам да на интуиции. Только в 1992 году впервые начало возрождаться древнее искусство. Андрей Васильев тогда еще только музыкальное училище заканчивал. Тогда и увлекся звоном колокольным.
А теперь, в свои 26 лет, не поверите, уже ведет в том же училище курс "Основы русского православного колокольного звона". И учеников своих имеет. Совсем юных, правда, от 6 до 12 лет. Но некоторые уже сами пробуют себя на той же Софийской звоннице.
Кто знает, может, пройдет какое-то время, и кто-то из этих ребят, забравшись на отреставрированную крышу Софийской звонницы, звонким "вовся" - тремя финальными ударами - закончит праздничный звон, посвященный открытию в Новгороде школы звонарей.