РАСТАЯЛ В ДАЛЕКОМ ТУМАНЕ РЫБАЧИЙ...
В Мурманске - как на уровне региональных властей, так и широкими слоями общественности - активно обсуждаются причины низкой загруженности местных судоремонтных компаний. В последнее время все больше рыбаков предпочитают ремонтировать свои суда где-нибудь поближе к месту лова, хоть оно по большому счету бывает не так далеко от порта приписки. Так почему же мурманские рыбаки не заводят корабли на ремонт в родной город?
Сегодня в Мурманской области зарегистрировано 80 предприятий, оказывающих услуги по ремонту судов. Только на территории ОАО "Мурманская судоверфь - судоремонтно-доковое производство" расположено 20 таких фирм. Между предприятиями развиты кооперативные связи, а их материально-техническая база находится на высоком уровне. Более того, сохранен состав высококвалифицированных работников, что в наше время немаловажно.
Судоремонтники способны подготовить к промыслу любое океанское судно или военный корабль. Что же касается стоимости работ, то, по мнению самих судоремонтников, для заказчиков она вполне приемлема. Стоимость нормо-часа при среднем ремонте составляет 24 рубля, при сложном ремонте с постановкой судна в док - 37 рублей. Сроки выполнения заказов также невелики. К примеру, полностью переоборудовать плавучую рыболовецкую фабрику можно за 2,5 месяца.
Однако в Мурманск заходит только половина флота. Генеральный директор "Мурманской судоверфи - СДП" Владимир Храпов полагает, что для привлечения остальных судов, базирующихся сегодня в портах Норвегии, необходимо выработать экономические механизмы. Рабочие Мурманской судоверфи выезжают, кстати, в Норвегию в командировки - ремонтируют отечественные суда вовсе не высокооплачиваемые норвежские спецы. Что-то подлатать таким образом можно, но качество такого ремонта, к сожалению, страдает.
Это происходит потому, что судовладельцы "выжимают" из кораблей все возможное, для того чтобы обеспечить рентабельность добычи. Если же возникает необходимость отремонтировать судно, они ищут наиболее дешевый порт. Когда Мурманский тралфлот решил провести один из последних ремонтов в Норвегии, что-то у них не заладилось. Тогда судно зашло на ремонт в... Клайпеду.
По данным за 2000 год, стоимость ремонта российских судов, который выполняется в Норвегии, составляет 20 миллионов долларов. Еще 5 миллионов долларов освоили мурманские верфи. Итого: 25 миллионов. Из-за того что флот постепенно стареет, эта цифра, по идее, должна все время увеличиваться. Однако, по мнению генерального директора ОАО "Мурманский траловый флот" Владимира Бондаренко, сумма, затраченная на ремонт судов, год от года будет снижаться - морские ресурсы теперь платные, квот на всех не хватает, поэтому часть траулеров встает "на прикол".
В настоящее время рыбаков вполне устраивает качество производимых в Мурманске работ. Но до "евростандартов" нашему сервису, как всегда, далеко. Необходимо сервисное обслуживание флота, чтобы судовладельцы имели дело только с генподрядчиком. Сроки ремонта также можно было бы сократить. Кроме того, мурманские судоремонтники не берут на себя поставку запасных частей. Поскольку все суда флота иностранного производства, их владельцам приходится самим покупать запчасти, а их номенклатура состоит из нескольких тысяч разных позиций. Эта процедура обременительна не столько по стоимости, сколько по затратам времени и сил. Кроме того, возникает масса проблем с таможней и центром стандартизации.
Таким образом, судоремонтники Мурманска могут выполнить ремонт любой сложности с отличным качеством, но неспособность войти в рынок оставляет их без работы.
Впрочем, один вопрос федеральное правительство уже решило: в перечень товаров, не подлежащих обязательной сертификации, вошел длинный список продукции производственно-технического назначения. Вопрос с налогом на добавленную стоимость за ввозимые материалы, оборудование и запчасти также разрешим - НДС через несколько месяцев возвращается предприятиям. Остается только вопрос таможенных сборов. Тут есть прецедент: предприятия, замыкающиеся непосредственно на Министерстве морского флота, два года не платили таможенные пошлины за отремонтированные за рубежом корабли. Встает вопрос: почему федеральная власть не может поступить так же и в отношении судоремонта рыбопромыслового флота? Найти поддержку в Госкомрыболовства мурманские судоремонтники пока не могут.
В развитых капиталистических странах судоремонтные заводы дотирует государство, так как эта сфера производства играет важную социальную роль. В России, и в частности в Мурманске, такой практики, естественно, нет. Так и не состоялся проект создания на территории Мурманской судоверфи зоны экономического роста.
Рыбаки полагают, что главная задача чиновников областной администрации - договориться с фискальными органами, чтобы те делали свое дело "не в ущерб, а во благо". Тогда будет снята основная преграда для заходов в родной порт, поставки рыбы и ремонта судов. Параллельно Северная торгово-промышленная палата осуществляет проект, в результате которого будет сокращено время обработки судов в порту.
Что же касается снижения себестоимости ремонта - тут снова возникают проблемы. Уже десять лет мэрия Мурманска не идет на уступки по арендной плате за землю. Между тем земля, на которой базируются судоремонтники Мурманска, намывная, искусственно созданная ими же самими. Плата за землю, на которой расположена Мурманская судоверфь, составляет 3,5 млн рублей в год. И при этом, чтобы земля не уплыла - в буквальном смысле слова - в залив, судоверфь проводит укрепительные работы стоимостью еще 5 млн рублей в год.
Справка
Рыбодобывающие предприятия Мурманской области производят товарную продукцию на сумму 600 млн долларов в год. На судоремонт, включая стоимость материалов, они могут затратить около 40-45 млн (7-10 процентов от этой суммы). При этом мурманские судоремонтные предприятия, по мнению специалистов, могут зарабатывать до 8-10 млн долларов в год.