СЕРГЕЙ ВЕДЕНЕЕВ: "Я ИЗ ФУТБОЛА НЕ УХОДИЛ"
Многие болельщики знают состав "золотого" "Зенита" наизусть, но не каждый знает, где и кем работают сейчас некоторые из чемпионов. Сергея веденеева любители футбола год назад, после его отставки с поста главного тренера "Динамо СПб", потеряли из виду. Поэтому наша беседа началась с вопроса о дне сегодняшнем.
"ТРЕНЕРУ ТРУДНО НАЙТИ РАБОТУ"
- Сергей Геннадьевич, вы до сорока лет играли на профессиональном уровне, затем плавно перешли на тренерскую работу, а сейчас оказались вне футбола.
- Я не чувствую себя вне футбола. Хожу на матчи, слежу за событиями. Играю за ветеранов, занимаюсь семьей. А то, что не работаю сейчас... Что делать - трудно тренеру найти работу в Петербурге. Сейчас не один я в таком положении.
- У вас уже достаточно большой опыт тренерской работы - в питерском "Локомотиве" вы были главным, несколько лет вторым в "Динамо".
- Пожалуй, работу вторым тренером в "Динамо" я считаю потерянным временем.
- Почему? Из-за безденежья?
- Нет, дело не в деньгах. Просто мне приходилось заниматься в команде такими вещами, что не требовали какой-то квалификации. С той работой, что мне поручали, мог бы, наверное, справляться любой человек. В тренировочном процессе я по сути не участвовал, ничему новому для себя не научился. Возможно, полезнее было бы эти годы поработать с детьми в спортивной школе.
- Вы говорите, что ничему новому не научились, но ведь у вас есть большой опыт игрока, соответствующее образование...
- Да, я закончил Академию физкультуры и спорта имени Лесгафта, где дают большой объем знаний. Но, на мой взгляд, там не готовят тренеров для профессиональных команд. Мне хотелось бы позаниматься у по-настоящему авторитетных специалистов, имеющих серьезные достижения, у людей, которые на практике доказали правильность тех или иных методик.
- В былые времена закончившие играть футболисты стремились в Высшую школу тренеров - ВШТ. В нее было очень сложно поступить, требовались рекомендации от футбольной федерации, характеристики, ходатайства. Сейчас престиж ВШТ упал?
- И сейчас трудно поступить в ВШТ. Только по другой причине. Рекомендации теперь не нужны, зато за обучение надо платить, и довольно много. Причем если раньше, окончив ВШТ, тренер почти гарантированно находил работу, то сейчас команду себе ищешь сам. И очень многие так и не находят.
- Получается какой-то замкнутый круг. Очень много говорят и пишут о застое в нашем футболе, о том, что из команды в команду каждый год переходят одни и те же специалисты, что не хватает молодых квалифицированных тренеров. Так что же, им просто неоткуда взяться - тренерам нового поколения?
- Эта проблема на самом деле очень серьезная, и обсуждать ее можно долго. Лично мне кажется, что можно было бы организовать в регионах центры подготовки тренеров для бывших игроков, для людей, имеющих физкультурное образование. Преподавать в них должны, как я уже говорил, авторитетные специалисты. Но сразу же возникают вопросы - где их взять, этих специалистов. Скажем, в Петербурге я знаю только двух таких людей - Германа Семеновича Зонина и Юрия Андреевича Морозова. Один из них занят работой в "Зените", и времени у него очень мало. Но можно было бы приглашать тренеров из других городов, например Константина Ивановича Бескова из Москвы, и из-за рубежа. По-моему, желающих заниматься в таких тренерских мастер-классах нашлось бы немало.
"В МЕНЯ ПОВЕРИЛ САДЫРИН"
- В ленинградских газетах восьмидесятых годов приходилось читать, что Сергея Веденеева долгое время считали бесперспективным.
- Нет, это неверно. Бесперспективным я не был. Входил в юношеские сборные Ленинграда всех возрастов, и в 1975 году сразу после окончания школы "Зенит" в 17 лет был приглашен в дубль "Зенита". Другое дело, что за мной закрепился ярлык "нережимщика". До сих пор не могу понять почему - вовсе не был я любителем выпить-погулять. Кстати, и Валерка Брошин не был таким уж злостным нарушителем режима, как про него писали. Он просто из-за своей заметной внешности чаще попадался.
- Почему же вы с первой попытки не закрепились в "Зените"?
- Тогда в команде было много опытных футболистов, приглашенных из других городов. Тренировал "Зенит" Герман Зонин, молодежи он не слишком доверял, и я быстро понял, что в дубле мне играть придется долго. Решил перейти в ленин-градское "Динамо", тем более что подходило время служить в армии. Надеялся "отслужить" динамовцем. Однако только я перешел, так Зонин отчислил из "Зенита" нескольких известных футболистов, включая самого Зинченко, и они оказались в "Динамо". Я опять попал в глубокий запас, а потом меня отправили служить в обычную воинскую часть на Север.
- Не было мысли бросить футбол?
- После армии вернулся в Ленинград и интереса у тренеров "Зенита" и "Динамо" не вызвал. Тогда подвернулся вариант - поехать в Среднюю Азию, в команду узбекского города Карши. В ней выступал вратарем Борис Рапоппорт (нынешний спортивный директор ФК "Зенит". - Прим. М. Г.). Кроме меня, согласились на это предложение еще несколько ребят, в том числе будущий чемпион 1984 года Алексей Степанов. Все же играть во второй лиге лучше, чем в чемпионате Ленинграда.
- Кто же, наконец, поверил в футболиста Веденеева?
- В 1980-м вернулся в "Зенит", первую половину сезона играл за дубль, который тренировал Павел Федорович Садырин. Он меня и порекомендовал Юрию Андреевичу Морозову, но тот стал выпускать меня в "основе", только когда несколько человек получили травмы. На бронзовую медаль я не "наиграл", чтобы получить ее, надо было выступить в 15 матчах как минимум, а их у меня набралось 12, кажется.
ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ
- Сергей Геннадьевич, перейдем к самому пока успешному периоду в истории "Зенита", вспомним победу в чемпионате СССР 1984 года.
- Думаю, главная заслуга в том, что мы выиграли золото, принадлежит Павлу Федоровичу Садырину. Он каждую тренировку проводил с невероятной отдачей. Все шло азартно, весело, задорно. Он каждый раз придумывал что-то интересное. Скажем, не так сделал что-нибудь - в наказание перекувырнулся, промазал по воротам - несешь человека на плечах через все поле. И сам Садырин вместе с нами выполнял все упражнения и так же как мы, делал кувырки и нес ребят на плечах. Очень много было положительных эмоций, мы как будто не работали, а отдыхали, футбол был в радость. В каждом матче играли раскрепощенно, легко, верили в себя.
- Почему же не удалось повторить этот успех?
- Потом эта праздничная атмосфера стала уходить. После чемпионства Павел Федорович занимался с нами уже без прежнего задора, все стало как-то буднично. Многие игроки перестали расти, прибавлять в мастерстве. Затем начались конфликты, раздоры...
- Вы ведь ушли до печально известного "бунта", закончившегося отставкой Садырина?
- Да, и очень рад, что мне не пришлось во всем этом участвовать.
- Вам никогда не становилось обидно из-за того, что игроки вашего амплуа - полузащитники оборонительного плана - обречены быть в тени?
- Ну что значит "быть в тени"... Да, обо мне редко писали в газетах, болельщики, может быть, не замечали, как я отрабатываю в обороне, скажем, за Юру Желудкова, но мою игру высоко оценивали специалисты. Наконец, в футболе есть объективные данные, ведется подсчет технико-тактических действий, определяется процент брака в передачах, количество выигранных единоборств. Такие показатели у меня всегда были неплохими.
ЗАКАНЧИВАТЬ ИГРАТЬ НАДО БЫЛО РАНЬШЕ
- Вы сменили несколько команд. Играли в ЦСКА, рижской "Даугаве", куйбышевских "Крыльях Советов".
- Со временем понял, что могу нормально себя чувствовать только в Ленинграде или Москве. В других городах мне было очень тяжело. Там совсем другой образ жизни, другие люди, другое отношение к футболу. Я при первой же возможности вернулся в "Зенит" и потом больше не уезжал. Играл за "Кировец", "Смену-Сатурн", "Динамо".
- Несколько раз вы заканчивали играть, но затем возвращались...
- Теперь понимаю, что не стоило так долго задерживаться. После 34 лет профессиональный футбол уже не доставляет удовольствия. Очень утомляют переезды, сборы. Надо было уйти пораньше.
- Возможно, тогда иначе сложилась бы ваша карьера тренера?
- Ну, о своей тренерской карьера я уже говорил. Работать вторым больше не собираюсь. Все-таки второй тренер - это особая профессия. Не считаю своей ошибкой решение год назад согласиться на предложение стать главным в "Динамо". Те претензии, что мне позднее предъявляли, я не принимаю. Не я комплектовал команду, не я проводил предсезонку, поэтому полагаю, что от меня не должны были требовать сплошных побед.
- Динамовское руководство стремится как можно быстрее вывести команду в премьер-лигу, тратит немалые средства и требует результата немедленно. Вам это кажется неправильным?
- Наверное, деньги действительно расходуются большие, приглашено много известных игроков, от той команды, с которой я работал, почти никого не осталось. Но больше ведь ничего не делается. Вы знаете, сколько получают тренеры в футбольной школе "Динамо"? Денег не хватает, чтобы купить новые бутсы, приходится беспрестанно чинить старые. И в таких условиях они занимаются с детьми! Им приходится думать не о том, как провести тренировку, а как бы старенький мяч не порвать. Клуб для динамовской школы ничего не делает, а ведь уже третий год как эти люди вкладывают деньги в футбол.
"ЗЕНИТ-84" СПОНСОРОВ ТАК И НЕ НАШЕЛ
- Вы и ваши товарищи - чемпионы 1984 года играете за команду ветеранов "Зенит-1984". Это дает возможность заработать?
- Заработать, играя за ветеранов, трудно. Спонсоров для нашей команды за все эти годы так и не нашлось. Когда в 1996 году родилась идея основать фонд "Зенит-84", то Александр Канищев, избранный его президентом, насколько я помню, обошел в городе почти все крупные фирмы, всех богатых людей и ни один не откликнулся на его предложение помогать нам. Поэтому когда в Петербурге проводят с такой помпой матч "Зенит" - "Милан", платят игрокам итальянской команды бешеные по нашим меркам деньги, то я невольно этому удивляюсь. На такое мероприятие нашим бизнесменам средств не жалко. Да и вообще, в чемпионате города немало выступает ветеранских команд, в двух возрастных категориях - от 35 до 45 лет и старше 45-ти. Почти все команды представляют какие-либо фирмы, банки, организации, в них играют солидные преуспевающие люди, когда-то игравшие в футбол как любители, и сейчас они выходят поразвлечься с мячом в свое удовольствие. Таким и деньги-то не нужны, но у них спонсоры есть. Нам же приходится мыкаться как неприкаянным.
- В Москве ветераны футбола живут лучше?
- Конечно. Например, спартаковские ветераны - они ездят по всей стране, особенно часто в Сибирь - к нефтяникам, газовикам. Зарабатывают до 15 тысяч рублей в месяц благодаря таким матчам, регулярно тренируются, поддерживают форму, получают гарантированные выплаты. А мы? Ездим по Ленинградской области, трясемся несколько часов в стареньком автобусе, играем на ужасных полях, получаем копейки, да еще против нас выставляют молодых ребят, что играть не умеют, зато сил у них хоть отбавляй. Тут и травму получить недолго.
- Поэтому "Зенит-84" все реже выходит на поле?
- Да. Я даже говорил Аркадию Афанасьеву, что пора заканчивать с такими турне. Надо же себя уважать. Лучше уж собираться где-нибудь раз в неделю на "Турбостроителе" и просто между собой мячик погонять. Да и команду собрать все труднее. Многие нашли работу: Ларионов, Приходько, Бирюков - в "Зените", Давыдов, Чухлов, Воробьев, Степанов, Кузнецов уехали из Питера. Последний раз мы собирались вместе на матч памяти Павла Федоровича Садырина...
P. S. Пока интервью готовилось к печати, Сергей Веденеев получил предложение стать главным тренером команды "Петротрест", выступающей в чемпионате Северо-Западного региона, и принял его. Пожелаем чемпиону успехов на новом посту.