ЭТА ЗЕМЛЯ - НАША

Думские споры о земле, в которых сталкиваются полярные мнения левых и правых, в чем-то давно устарели. Если взять наш город, то еще в бытность мэром А. Собчака было принято решение о праве покупки земли под промышленные предприятия. Мне лично знакомы несколько человек, чей бизнес можно назвать вполне успешным, которые тогда воспользовались таким правом. При приватизации предприятий они выкупили и земли, на которых эти предприятия находились. Или же наоборот - купили свободные земли в городской черте, дабы построить на них собственные новые производственные мощности. Это дает и давало уверенность в том, что бизнес будет стабильным, а желающие прихватить собственность трижды задумаются, прежде чем начать такой захват - ведь иметь предприятие без земли, на которой оно стоит, - дело пустое. Можно сказать, что успехи частного предпринимательства, обеспечивающие, между прочим, и рабочие места для рядовых людей, о которых так пекутся думские левые, связаны и с приватизацией земли.

Но если есть частные земли, то тем более важно рачительно и ответственно использовать и земли общественные. А здесь ситуация, мягко говоря, малопонятная. Несколько лет назад, будучи в Южной Корее, в Сеуле, я стал свидетелем любопытного события, поглядеть на которое пригласили любезные хозяева. Почти в центре города взрывали новый дом, высотой этажей этак в тридцать. Из-за дороговизны земли стало выгодным на этом месте возвести новый дом в шестьдесят этажей. Если учесть, что сорок с небольшим лет назад в Сеуле оставалось целым после войны одно-единственное каменное здание, такой подход строителей и бизнесменов удивил, но что поделаешь: бизнес есть бизнес. Еще больше удивило другое. На следующий день после блистательно организованной операции начались разбор завалов и вывозка останков порушенного дома. Но территория вокруг новостройки оставалась идеально чистой. Ничто не было перегорожено. Люди ходили по тротуару, будто бы ничего не произошло. Постоянно вспоминаю этот эпизод, когда наблюдаю за тем, как в нашем городе осуществляются ремонтные и строительные работы. Когда в Сеуле я проконсультировался, почему строители не оттяпали кусок тротуара, на меня посмотрели с явным удивлением: просто нельзя - муниципальная земля, то есть земля общественная, ценится настолько высоко, что занимать ее кусок - значит платить исключительно высокую арендную плату, поэтому дешевле, выгоднее работать аккуратно. Кстати, по этой же причине бетономешалки в Сеуле ездят по городу, будучи плотно завернутыми в толстый полиэтилен, - пролить хотя бы каплю бетона на общественный асфальт - значит заработать солидный штраф. Так относится муниципалитет к общественной земле - земле своих избирателей. А теперь пара примеров из нашей городской жизни. Улица Льва Толстого (бывшая Архиерейская). Неподалеку от ее пересечения с Большим проспектом Петроградской стороны строится на бывшем пустыре новый дом. Дело благое. Но половина улицы перегорожена, движение интенсивное, и хотя какая-то часть территории отгорожена для пешеходов - пройти этот участок можно только с заведомым риском для жизни. Почтамтская улица - та, где жил друг Хлестакова, "душа Тряпичкин". Для возведения нового дома она перегорожена практически полностью. Проезд транспорта закрыт. Не знаю, определено ли происходящее технологической необходимостью. Возможно, хотя далеко не уверен в этом. Но вот другие примеры. Идет капитальный ремонт то ли дома, то ли фасада дома неподалеку от начала Каменноостровского проспекта. В данном случае строители сумели тротуар для пешеходов практически не закрывать. Только ли в умении одних и неумении других причина? Полагаю, что объяснение проще. Каменноостровский - "правительственная трасса". Перегородить его - значит создать заведомые неудобства для высокопоставленных гостей, направляющихся в резиденцию К-2 на Каменном острове. Похоже, что в нашем городе интересы "начальствующего состава" в вопросе использования муниципальной, общественной земли ставятся выше, чем интересы рядовых горожан. Хотя можно понять и строителей: в отсутствие законодательного регулирования все решается путем договоренности с вышестоящими инстанциями. Будет окрик - не станем огород городить, не будет - сделаем по-своему. Одним словом, явно назрело обсуждение и принятие законопроекта под примерно таким названием: "О порядке землеотвода части городских земель при проведении строительных и ремонтных работ". Ясно, что это скучное занятие. Куда более скучное, чем дележ портфелей и назначение даты выборов. Рано или поздно кому-то придется взяться и за это дело. Но суть не только в характере нашего депутатского корпуса. В городской администрации существует целый комитет по строительству, да и наш губернатор, как известно, профессор по архитектурно-строительной части. А результат? Кстати, взимание арендной платы за временное использование городских площадей (улиц и тротуаров) при новом строительстве и капремонте могло бы в известной степени пополнить городскую казну. А еще лучше, чтобы она пошла муниципальным образованиям: тогда бы они стремились привлечь строителей к себе, а не устраивали бы с ними скандалы, как это нередко бывает сейчас. Да, возможно, это привело бы к некоторому увеличению стоимости нового жилья. Но если учесть, что это жилье, как правило, элитное, основная часть населения могла бы только выиграть. Пора понять: избранные населением власти ответственны за общественные земли в городе, они должны от имени народа нести бремя рачительного хозяйствования, опеки над этими землями. Нынешняя власть, смею выдвинуть предположение, с этой задачей явно не справляется. Значит, пора самим людям задуматься о характере этой власти, о том, как ее подтолкнуть к рациональным шагам в этой сфере.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.