ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ - НА ПЬЕДЕСТАЛ
В честь пятидесятилетия атомного подводного флота России и столетия со дня рождения создателя первой отечественной атомной подводной лодки Владимира Перегудова в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения "Малахит" собрались более 60 ученых, чтобы обсудить научные вопросы существования и развития подводного судостроения.
Правда, журналистам так и не удалось полноценно оценить данное событие - из-за засекреченности многих докладов им отказали в присутствии на заседаниях подводников-конструкторов. И только вчера представителям питерских СМИ дали возможность выслушать отчет по итогам работы научных секций конференции. Корреспонденту "НВ" удалось поговорить с главным конструктором проектов подводных лодок "Малахита" Радием Шмаковым. Поскольку именно вчера отмечался юбилей Перегудова, большую часть рассказа Радий Анатольевич посвятил личности и заслугам Владимира Николаевича. Тем более он - один из немногих, кто знал этого человека лично. Родившись 28 июня 1902 года в Самарской губернии, Перегудов в 1930 году получил звание военно-морского инженера, а в 37-м его арестовали. Проведя полгода в тюрьме, был освобожден и оправдан, хотя так и не был удостоен звания контр-адмирала - остался капитаном I ранга. Но все-таки постановлением И. В. Сталина от 1952 году он был назначен начальником СКБ-13 Ленинграда (ныне СПМБМ "Малахит") и конструктором утвержденного проекта первой атомной подводной лодки АПЛ-627, то есть родоначальником всего атомного судостроения России.
История атомного флота началась с 627-й, создававшейся, по-видимому, как "камикадзе" (один торпедный аппарат для единственной термоядерной торпеды). Потом в течение 30 лет лодка служила отечеству. Она была первая и единственная. Другие 12 АПЛ этой серии выходили с некоторыми усовершенствованиями и с литерой А. Сейчас "малахитовцы" предлагают правительству поставить 627-ю на пьедестал в Петербурге. Пока подводники ответа не получили.
Из 450 подводных лодок, построенных шестью державами - Англией, США, Францией, Германией, Китаем и Россией, - нашими специалистами создано 250. Правда, с последним проектом лодки "Северодвинск" 4-го поколения не ладится - некому строить, не идут кадры в КБ на зарплату в три тысячи рублей, одни старики остались. Лодки всегда проектировались молодыми инженерами. А ведь планы большие - к 2005 году сдать четвертое поколение, а в 2020-2025 гг. начать проектирование поистине чудо-аппаратов.