"ЭКВАТОР" ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
Читатель, должно быть, уже привык к тому, что, как только наступит лето, наша газета опять начинает рассказывать ему об очередных этапах "Русского пути" - уникального альпинистского проекта, ставящего своей задачей покорение десяти самых сложных в техническом отношении горных стен мира. Причем российские горовосходители решили не просто покорить их - они задумали пройти эти стены по своим эксклюзивным, еще не хоженным другими альпинистами маршрутам. И начиная с 1995 года российская команда уже успела проложить свой "Русский путь" по восточной стене пика 4810 и западной стене пика Ак-Су на Памиро-Алае, по знаменитой Стене троллей в Норвегии, по северной стене горы Багиратхи в Индии и по западной стене массива Транго-Тауэр в Пакистане - последние два восхождения включены журналом American Alpine Jornal в число ста лучших восхождений ХХ века.
А вот перевалить через своеобразный "экватор" и покорить шестую из намеченных стен, нашим альпинистам долгое время не удавалось. Дважды - в позапрошлом и прошлом годах - отправлялись они в Пакистан на штурм западной стены массива Латок III (6400 м), но оба раза лавина сбрасывала их вниз, и стена так и осталась "нераспечатанной". Причем вторая попытка покорить неприступный Латок III закончилась трагедией - 19 июля, когда наши горовосходители почти уже достигли предвершинного гребня (на высоте около 6200 м), неожиданно обрушившимся камнепадом был сбит со стены и унесен вниз вместе с веревкой 42-летний питерский альпинист Игорь Барихин.
В этом году участники проекта решили не возобновлять попыток покорения этого злополучного горного массива, тем более что как раз неподалеку от тех мест сейчас разворачиваются основные события очередного индо-пакистанского инцидента, и такое восхождение могло бы быть опасным уже совсем не со спортивной точки зрения. И взять свою шестую стену, перевалив таким образом через свой "экватор", им пришлось почитай что в противоположной точке земного шара. А именно на Баффиновой Земле в полярной Канаде, где на берегу одного из фиордов прямо из моря взметнулся на полуторакилометровую высоту пик Большого Паруса. По его-то практически отвесной стене (ее средняя крутизна составляет порядка 850) и пролегал в течение 11 дней очередной этап "Русского пути".
По словам руководителя проекта Александра Одинцова, такой крутой стены на всем протяжении их "Русского пути" им еще не встречалось. Сюда же следует добавить и такие факторы, как сильный холод (у подножия столбик термометра никогда не поднимался выше -30оС) и постоянные проблемы с питьевой водой - ведь снег на отвесных стенах практически не держится, и запасы воды каждый раз приходилось поднимать снизу. Поэтому-то нашим альпинистам и потребовалось так много времени на прохождение каких-то "несчастных" полутора километров - по словам Одинцова: "Если в день удавалось пройти три веревки (порядка 120 метров), то это можно было считать удачей". Пару раз альпинистам приходилось даже делать так называемые маятники, то есть прыжки вдоль стены на закрепленной выше веревке, операция, требующая максимальной концентрации сил.
Однако все обошлось, и в ночь с 26 на 27 мая команда развернула российский флаг на вершине пика Большого Паруса. А уже днем один из участников восхождения, Валерий Розов, совершил с вершины затяжной прыжок на параплане - за 50 секунд свободного полета он развил скорость более 100 км/час, а затем благополучно раскрылся на высоте порядка двухсот метров. Остальные же участники экспедиции спускались на веревках по противоположному более пологому склону.
В заключение сообщим, что, возвратившись из Канады, альпинисты не долго "почивали на лаврах" - практически тут же они начали подготовку к экспедиции, которая стартует осенью будущего года, как только в Непале закончится летний муссонный период. На этот раз очередной этап "Русского пути" будет пролегать по северной стене пика Жанну (7700 м). Как сообщили журналистам участники предстоящего восхождения, несмотря сложность предполагаемого маршрута (высота самой стены составляет около 2700 м, последние семьсот метров которой представляют из себя абсолютно вертикальную предвершинную башню) и на то что взбираться им придется на семитысячник, кислород они намерены использовать только в медицинских целях.