ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА...
Большой зал Петербургской филармонии. Смешанная русская и американская речь. Сверяя свои места с билетами, в зале наши, типично консервативные бабушки с добропорядочными внучками и те, другие лица с теми, американскими голосами. Последние щебечут не умолкая, осматривая бело-пурпурный зал Филармонии, слышатся отдельные фразы: "Fantastic!"
Третий звонок, после которого на сцену не торопясь выплывает Русско-американский молодежный симфонический оркестр под предводительством американского дирижера Леона Ботстайна. Именно в Петербурге завершилось их мировое турне-2002, поводом которому послужил 15-летний юбилей оркестра, существующего под патронажем первых леди США и России.
В одном лишь июне они успели выступить в концертных залах Майами, Эшвилла, Харрисбурга, Нью-Йорка, Еревана, Москвы, Новосибирска и наконец оказались в Петербурге. Играли Хачатуряна, Скрябина, Бартока, Малера. Играли хорошо, несмотря на разность школ (американской и русской). Российско-американский симфонический молодежный оркестр был основан в 1987 г. в рамках дипломатической инициативы сближения народов двух стран посредством общения, репетиций и совместных выступлений симфонического оркестра, состоящего из 90 молодых музыкантов России и Америки.
Играли хорошо и наши, и американцы. Хотя дирижер честно признался, что у русских техника игры на струнных инструментах гораздо выше, чем у американцев, зато последние преуспели во владении медными. На вопрос о разнице школ и репертуаров маэстро сказал, что вскоре после начала совместных репетиций уже трудно разобрать, где чья школа, молодые люди обоюдно интересуются зарубежными композиторами (Скрябин нравится американцам, русские приветствуют Малера и т. д.). К тому же в США много русских преподавателей-эмигрантов, которые не забыли русскую академическую школу и преподают в местных музыкальных школах, училищах, университетах.
Но различия все же имеются. Было приятно слышать, например, что наши музыканты более серьезно, даже интимно относятся к репертуару. В перерывах между репетициями американцы балуются "попсой", наши же отдыхают тем, что просто меняют музыку одного композитора на произведение другого.
Состав оркестра меняется каждые три года. Отчего такая непостоянность? Очень просто: во-первых, оркестр назван молодежным, а молодежь имеет тенденцию взрослеть. Во-вторых, те, что передали эстафету другим, нередко организуют свои камерные ансамбли. В-третьих, цель руководителей - как можно больше молодых вовлечь в деятельность оркестра. Кстати, музыкантов приглашают не только из известных музыкальных школ, но и из глубинки. И в России, и в Америке.