В ГОРОДЕ ГРЯЗНО. КОГДА БОЛЬШАЯ ПРИБОРКА?

О том, что славный город Петербург далеко не славен чистотой своих улиц и дворов даже в историческом центре, не говоря уже о прочих окраинах, знают все. Давно не новость. И ничего не меняется. Наглядный пример рядом. Прямо на Большой Морской улице неподалеку от редакционного подъезда контейнер с мусором через край, и ветерок гонит его аж под ноги туристам у Исаакия. Писали о безобразии еще весной, осталось как было. Но это в отдельно взятом доме все просто: нужно убрать, взял веник, пылесос и вперед. А тут, как объяснили знающие люди, сначала надо решить накопившиеся вопросы управления, экономики, разобраться с техникой и технологией уборочного производства.

Между тем дело дошло до того, что Госсанэпиднадзор созывает чрезвычайную комиссию, которая срочно должна заняться "мусорной" проблемой, грозящей уже здоровью горожан. Ей было посвящено и недавнее заседание Городского штаба по благоустройству. А в чем она - эта проблема? И как ее решать? Штаб сосредоточил внимание на существующей системе контроля "за обращением твердых бытовых отходов". То есть за своевременным сбором и вывозом их в надлежащее место. То и другое, как и переработка, утилизация, оплачиваются сейчас по разным тарифам - в зависимости от происхождения этих отходов. Обычные, домашние - по умеренным ценам за счет бюджетных взносов граждан за коммунальные услуги. И "коммерческие" как побочный продукт деятельности магазинов, кафе, прочих фирм - за цену гораздо большую, что платят сами коммерсанты, которые должны заключать прямые договоры с перевозчиками. Порядок таких договоров был введен прошлогодним распоряжением губернатора "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления". Раньше с перевозчиками и коммерсантами об этом договаривались районные жилищные управления, но такой порядок был признан "неэффективным", и новый ввели "в целях пресечения практики бесплатного сброса отходов производственной деятельности в несанкционированные места и места сброса, обслуживаемые за счет средств населения". Только после нововведения стало еще хуже. О чем и шла речь на заседании Городского штаба по благоустройству. Один из докладчиков, глава администрации Центрального района Владимир Антонов, привел данные анализа, сделанного на вверенной территории по этому поводу: бесплатный сброс "коммерческого" мусора продолжается, договоры с перевозчиками автопарков № 1 и 6 предприниматели стараются не заключать, поскольку им выгоднее договориться с кем-либо вовсе "напрямую" - без бумаг и за плату подешевле. А "купленный" мусор "сваливается в баки, установленные для обслуживания населения". В результате по сравнению с прошлым годом официальные договоры с перевозчиками заключили всего 64% предпринимателей, а объем отходов на вывоз "более чем на 30% превысил среднегородские нормы накопления". Потому - "анализ работы по прямым договорам показал ее неэффективность". Общее резюме штабного обсуждения: "...отходы, образованные в результате коммерческой деятельности, растворяются в производимых населением". Что и приводит "к перерасходу бюджетных средств". А значит, и нарушениям графиков своевременного вывоза мусора. И теперь созданная штабистами рабочая группа до середины июля призвана сформулировать предложения по очередному совершенствованию системы сбора и вывоза отходов. В ее состав вошли представители комитетов городской администрации по содержанию жилищного фонда, благоустройству и дорожному хозяйству, администрации Центрального, Невского и Курортного районов, первого и второго мусороперерабатывающих заводов, первого и шестого автопарков "Спецтранс" и КУГИ. Единое решение - впереди. Но пока, судя по разбросу мнений, уже наметились дискуссионные моменты, суть которых небезынтересна для всех, кто хотел бы жить в чистом, экологически безопасном городе, санитарное состояние которого никогда не будет больше предметом повышенного интереса специальных комиссий, медслужб. Вот некоторые из ответов участников этой рабочей группы на вопрос, в чем состоит застарелая проблема и как ее решить. НОРМА ЧИСТОТЫ У НАС НЕ ТА... Так считает Александр Агуренков, специалист отдела санитарного содержания и благоустройства технического управления комитета по содержанию жилищного фонда городской администрации. - Начнем с того, что город сегодня живет нормами 1984 года по образованию отходов на одного человека кубометр в год. Или для наглядности - одно мусорное ведро емкостью 10-12 литров на 15 дней. За 18 лет эта норма по подсчетам специалистов выросла на 90%. То есть отходов теперь получается почти в 2 раза больше на человека. А норма остается прежней. И теперь, если исходить из нее, мы регулярно, раз в сутки, как положено, вывозить мусор не можем. Поскольку тогда отведенные для этого средства будут заканчивается 20-го числа каждого месяца. И потому вынуждены сокращать норму вывоза, чтобы растянуть средства на весь месяц. Из-за этого контейнеры переполняются. Мусор складывают рядышком. И грязь кругом. Чтобы такое не происходило, надо для начала сделать элементарное - пересмотреть нормы. Главный санитарный врач Петербурга Валерий Курчанов, который специально проводил совещание по этому поводу, как раз такого мнения. Я там присутствовал, мы пришли к согласию, и в нашем комитете уже лежит проект договора на проведение работ по пересмотру этих норм в соответствии с реальной ситуацией. - Нормы будут больше, на оплату пойдет больше бюджетных средств, а их источник - повышенная оплата жилищных услуг? - Мы хотим сделать так, чтобы не повышать сборы с населения. Дополнительные расходы решено изыскать из казны. Для этого планируется введение специальной бюджетной статьи. Деньги пойдут с налоговых сборов, поступающих с организаций. В перспективе возможен и другой порядок. В цену каждого товара, продаваемого магазином, закладывается стоимость его будущей утилизации. То есть если это, скажем, телевизор, то - полпроцента, или другая доля цены. И так при любой покупке. - А как быть с проблемой "коммерческого" мусора, который "растворяется" в обычном? - Согласно распоряжению премьера Касьянова о запрете перекрестного субсидирования к 2004 году никакого коммерческого, никакого домашнего мусора не будет. Твердые бытовые отходы, и все. С единым тарифом. - А если, скажем, состоится проект строительства мусоросжигательных заводов, стоимость услуг которых не на один порядок выше, чем у нынешних мусоропереработчиков, денег на такие услуги хватит? - Действительно, такие проекты есть. Планируется строительство двух заводов не очень большой мощности на севере и на юге города. Они не представляют такой экологической опасности, о которой говорят их противники. Половина такого завода по его инженерному строению - это фильтровальная установка. Очень мощные системы очистки. А реконструкция двух перерабатывающих отходы заводов должна быть направлена на специализацию их по сортировке мусора. - Стало быть, по вашему мнению, перспективное направление таково: мусоросжигательные, мусороперерабатывающие заводы, 20 процентов неотсортированного мусора сжигается, остальное - на перерабатывающие предприятия, и в городе необыкновенная чистота? - Да, сегодня это перспективное направление, как мы считаем. Но сейчас перво-наперво самая главная проблема - нормативы вывоза мусора, как я сказал в начале ВСЕ НАОБОРОТ Учет своевременного вывоза бытовых отходов должен начинаться с конца маршрута, то есть по прибытии перевозчиков на мусороперерабатывающий завод, полагает Геннадий Майоров, начальник управления комплексного благоустройства комитета по благоустройству и дорожному хозяйству городской администрации. - В городе чисто, когда уборка хорошо организована. Потому задача нашего управления - контроль за выполнением полного цикла вывоза отходов: от контейнера во дворе до мусороперерабатывающего завода. И мы предлагаем, чтобы учет велся с финиша маршрута, когда перевозчик получает оплату за свою работу лишь после того, как завод - получатель груза подтвердит документально его прибытие. Есть, правда, и другие мнения. Потому и создана рабочая группа. Одна из ее задач - разработать новые нормы накопления отходов. Только оптом для всех они меняться не будут. Летом, скажем, горожане едут на дачи в пригороды. И там на миллион, примерно, больше становится проживающих. Стало быть и отходов, мусора тоже. Закончился сезон - все наоборот. Это надо учитывать. Да и районы города в любой сезон друг другу рознь. Где-то больше магазинов, кафе, где-то меньше. Это все тоже сказывается. Состоялось уже первое заседание рабочей группы, на котором решено обратиться в комитет по природопользованию и охране окружающей среды с просьбой выделить средства для разработки новых норм накопления отходов с учетом наших замечаний. Это будут различные нормы - для обычных жителей, для всех видов коммерческих структур и бюджетных предприятий. А определятся эти нормы, когда мы проанализируем динамику образования отходов на примере трех районов. - И тогда вывоз мусора будет оплачиваться сполна. А хитрости с "коммерческим"? - Есть предложение: включить оплату вывоза мусора по согласованным нормативам в договор аренды. Тогда бюджет получит сто процентов платежей, и делить отходы на бытовые и коммерческие не будет надобности. Но есть и противники у этой идеи. В городе 30 с лишним тысяч арендаторов, и необходимо каждый месяц анализировать, как им эти услуги оказывают, как они их оплачивают и так далее. Малейший сбой - процесс нарушится, и все вернется к беспризорным кучам мусора. - А кто за них отвечает - должен отвечать - за грязь во дворе, на улицах? - Должностные лица местных жилищно-эксплуатационных служб. Есть специальный договор между предприятиями "Спецтранса" и жилищными районными агентствами, включающий график вывоза бытовых отходов. График должен постоянно корректироваться в зависимости от ситуации. Не раз на это обращал внимание Городской штаб благоустройства. За нарушение графика ответственные наказываются рублем - лишаются премий. Но, видимо, эти экономические рычаги недостаточно эффективны. Коммерсантам за каждое такое нарушение по условиям договора аренды полагается штраф до 80% квартальной ставки арендной платы. Взыскать может собственник - комитет по управлению городским имуществом. А процедура тут непростая: мы должны собрать на виновника материалы, передать в КУГИ, только после этого дело идет в суд. Это тоже проблема, которую предстоит решить рабочей группе. - И когда же наступит черед капитальной уборки в городе? - Ученые РАН разработали по нашей просьбе долгосрочную концепцию обращения с отходами до 2010 года. Она станет основой планов администрации по развитию этого важного дела. Очевидно, что нужно реконструировать действующие перерабатывающие заводы, чтобы сократить объем захоронения отходов, то есть количество свалок. Сейчас оба предприятия принимают полтора миллиона кубов мусора в год, а город производит его до 6 миллионов. Потому мощности первого планируется увеличить в 2 раза, а второго - в полтора. Плюс построить еще новый современный завод. Автопарки перевозчиков, контейнерное оборудование переоснастить по евростандарту. И так далее. Это дело не одного дня. РУБЛЬ РАБОТАЕТ, КОГДА ОН НА СВОЕМ МЕСТЕ Беда не в том, что в казне мало денег, а в том, как ими распоряжаются, - делает вывод, разложив все по полочкам, первый заместитель директора мусороперерабатывающего завода № 1 Михаил Федашко. - Удивительное дело: в Ростове, Одессе, еще в нескольких российских и ближнего зарубежья городах, насколько я знаю, примерно такая же, как у нас, в Петербурге, система уборки, а вот результат другой. Прямо противоположный. Там - чистота. Перевозчики регулярно подбирают мусор во дворах и доставляют на перерабатывающие заводы. Расторопность проявляют необыкновенную. Больше того, норовят прихватить груз, предназначенный для других перевозчиков. По собственной инициативе ликвидируют дикие свалки и везут их содержимое туда же - на переработку и сортировку. Почему вдруг у нас все иначе? Их система отличается от нашей одной лишь маленькой деталью: там за вывоз мусора отвечают и платят в конечном пункте этого вывоза - на перерабатывающих заводах. При этом сам собой идет четкий реальный учет: груз отходов из такой-то точки А попал в адресованную для него точку Б. И перевозчик заинтересован это сделать: иначе без документального подтверждения получившего груз завода-переработчика работу ему не оплатят. И он знает: чем больше привезет, тем больше заработает. Что и старается делать. А у нас комитет по содержанию жилищного фонда выдает талоны на вывоз мусора и оплату этой работы районным жилищным агентствам, которые вручают их напрямую перевозчикам. РЖА при этом не несут никакой финансовой ответственности по талонам. Перевозчик сам распоряжается, куда что везти, откуда забирать. Оптовый заказ. Вот есть деньги, а вот - улицы. И давай работай. Выходит, как бы на окладе. Каждый день будешь вывозить мусор или раз в неделю - деньги одни. Вот и пухнут горы мусора во дворах. Потому что ни должного контроля, ни правовой, экономической системы заинтересованности, чтобы именно здесь груз взять, именно туда довезти - нет. А вы заплатите перевозчику за это, а не за вращение колес, и все - город чист. - Так все просто... - Если какая-то глупость долго и упорно слывет за деловую мудрость, значит, она кому-то выгодна. Вот в Центральном районе, как выяснилось, почти 40% договоров предприятия разного рода не перезаключили с перевозчиками на новый срок. Что, они вдруг все стали работать без отходов? Да нет, просто мусор этот "ничей". То есть он в общих контейнерах с бытовым, вывоз которого оплачен через бюджет квартиросъемщиками. И коммерсанты тоже оплатили свою долю. Но договора с ними благодаря существующей системе учета, когда перевозчик сам себе хозяин, можно и не показывать. Ну хотя бы часть из них - 5, 10 или сколько там еще процентов - по ситуации. Сойдет и этот мусор за бюджетный. И сходит, из казны и оплачивается. Получается двойное финансирование. Плохо ли? А чтобы стало еще лучше, находится способ убедить чиновников, что никаких сокрытых "коммерческих" отходов нет, просто несказанно растут обычные бытовые. У нас же невероятный подъем благосостояния. Вот - вместе с ним, как это обычно бывает, и растут. А узаконится этот рост - вовсе никаких хлопот. Гарантированный полный объем финансирования из бюджета. И его можно прикинуть в цифрах. По статистике "коммерческого" мусора примерно 20% от прочего. Общая городская норма 5 миллионов кубов в год. "Коммерческого", стало быть, 1 миллион. Сбор и вывоз сегодня стоит 156 рублей куб. Значит, 156 миллионов долой из бюджета, из средств населения. Долой - не по назначению. А нам на год на переработку дается 90 миллионов. И все так и будет вместе с мусором во дворах, если главным делом действительно останется повышение норм образования бытовых отходов. - А если их не делить на "коммерческие" и просто бытовые, как предполагается? - Распоряжение Касьянова об отмене перекрестного финансирования говорит о том, что независимо от групп потребителей услуг цена на них должны быть одна. Но не кошелек один, как сейчас. Что предлагают некоторые чиновники? Давайте мы соберем все деньги с населения, с предпринимателей и будем ими распоряжаться. Ну и все останется как есть. Заплатили и ждите, когда у вас уберут. А там опять: денег мало, что-то не рассчитали, и вы, ваши гости будут перешагивать через кучи мусора. Это во-первых. А во-вторых, согласно решению правительства тарифы на услуги должны быть таковы, чтобы полностью возмещали не только затраты на выполнение этих работ, но и обеспечивали рентабельность производства, его развитие. Но тогда наши тарифы вырастут едва не в 10 раз. Это реально? Любое предприятие как юридическое лицо само вправе определять лицензированного исполнителя своих услуг. Надо лишь, чтобы он в полной мере отвечал за свой груз от места сбора отходов до сдачи их переработчику. И ничего не надо придумывать, все это записано в наших федеральных законах. То же - на Западе. И компаньоны в этом случае - будь то коммерсанты, домовладельцы, муниципальная власть - договариваются с перевозчиками о количестве отходов, которые нужно вывезти, куда их привезти, сколько это стоит. И за качество исполнения этих услуг отвечает сам исполнитель или тот, кому это право делегируется. А задача власти - следить, чтобы этот механизм бесперебойно работал. Чтобы наказание за малейшие промахи следовало незамедлительно. В Европе за неправильно постриженный газон - штраф, да такой, что мало не покажется. Почему у нас нет? Почему город доведен до дикого антисанитарного состояния? Рубль должен быть приложен к месту. А он в нашем деле пока что не работает - не к тому месту поскольку приложен. Зато собираемся строить дорогущие мусоросжигательные заводы, от которых дружно отказываются в серьезных странах. И подводим под это базу: слишком много мусорить стали граждане... P. S. Главный общий ответ на предложенный вопрос при всех разногласиях отвечавших на него один: и в городе, как в любом доме, чтобы навести чистоту, надо ее просто наводить. Вместо веников - техника. Вот и вся по большому счету разница. Может быть, пока не самая совершенная техника, но она имеется в достатке. А придет и лучшая, современная. Но и она не поможет, если отвечать за чистоту по-настоящему будет некому. Если рубль, как выразился один из собеседников, не будет "приложен к должному месту". Ничего не изменят и "повышенные нормативы образования бытовых отходов", которые, как ни крути, оплачиваются все равно из кармана "населения", хотя другой из собеседников убеждал в обратном. Иных источников просто нет. А как лучшим образом наводить чистоту, как решит это по предложениям рабочей группы специалистов Городской штаб благоустройства - в следующий раз.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.